пятница, 8 октября 2021 г.

"Человек, которого не было" (2001)



Не все любят черно-белое кино, потому что зрители хотят увидеть на экране яркость. С другой стороны, жизнь ряда людей является черно-белой – в ней не происходит ничего яркого и интересного. Черно-белый фильм братьев Коэн «Человек, которого не было» показывает эту обыденность жизни, несмотря на происходящие в нем экстраординарные события. 

В небольшом калифорнийском городе конца 1940х годов живет молчаливый парикмахер Эд Крейн. Он, на пару с болтливым шурином Фрэнком, работает в небольшой парикмахерской, состоит в бесчувственном браке с начинающей алкоголичкой Дорис, которая уже давно спит со своим боссом Дейвом. В один день в парикмахерскую заходит жуликоватый Крейтон и предлагает Эду вложиться в химчистки, но «входным билетом» является сумма в $10000. Эд успешно шантажирует Дейва информацией о том, что он спит с Дорис. Дейв узнает о личности шантажиста и пытается разобраться с Эдом, но последний убивает его. Только вот за убийство арестовывают Дорис и ей грозит смертная казнь. Что же будет дальше? 


Марксисты считают, что «бытие определяет сознание», но я сторонник противоположной концепции – сознание определяет бытие. Мир Эда Крейна черно-бел до мозга костей и состоит из трех вещей – апатичности, безразличия и отстраненности. Он никогда не берет инициативу в свои руки, даже его брак стал результатом желания Дорис связать себя официальными узами с тем человеком, который практически не разговаривает и не капает ей на мозги. 

Другие герои фильма недалеко ушли от Эда, но они пытаются приукрасить свою жизнь. Например, фальшивый альфа-самец Дейв, в отличном исполнении Джеймса Гандольфини, любит рассказывать всем о том, как рвал японцев голыми руками в годы Второй мировой войны. Только вот реальность оказывает более прозаичной – он просидел всю войну клерком на верфи в Сан-Диего, а теперь он «вышел замуж» за богатую наследницу и управляет универмагом, который принадлежит семье ее жены. 


В черно-белом мире «Человека, которого не было» всем правят деньги, и попытка Эда их заполучить является динамитом, подорвавшем сонный внутренний мир героев. Затем в игру вступает эксцентричный адвокат Фредди Риденшнайдер, который готов фанатично и виртуозно защищать своего клиента ровно до того момента, пока у него есть деньги. Как только они заканчиваются – он делает ручкой и растворяется в небытие. И все иное прекрасное также оказывает пшиком. 

Сцена суда является квинтэссенцией абсурдности фильма. Героя обвиняют в страшном преступлении, а он ведет себя так, как будто его судят за неоплаченный парковочный штраф. Для него жизнь не имеет ни вкуса, ни запаха, поэтому он не очень страшится ее потерять. Поэтому перефразированный вопрос Гамлета («жить или не жить») имеет следующий ответ – герои фильма никогда не жили, поэтому их смерть ничего не значит ни для них, ни для окружающих. 

Суммируя, «Человек, которого нет» - отличный фильм про невыносимую обыденность бытия. Только предупреждаю – действие фильма очень размеренное, поэтому этот фильм подойдет для вдумчивого зрителя. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.