понедельник, 26 ноября 2018 г.

"Страсти Жанны д`Арк" (1928)

Оригинал (отредактированный) взят у altereos в Карл Теодор Дрейер. Великий режиссер неснятых фильмов

Кинопоиск

Это один из главных шедевров немого кино; театр одной актрисы. Думаю, "Страсти" видели все, поэтому расписывать подробно не буду. А если кто не видел – срочно восполнять пробел!

Хотя я считаю этот фильм мегашедевром, мне кажется, в нём есть к чему придраться (например, Фальконнети неестественно переигрывает). Это как "Броненосец Потемкин": если оценивать объективно, то шедевральность обоих фильмов преувеличена, но нельзя не признать определенное новаторство и влияние на дельнейшее развитие кинематографа.

Из интересных деталей можно отметить распространенный прежде миф, будто Дрейер пытал Фальконнети, чтобы добиться от нее такой выдающейся игры. На самом деле, Карл Теодор относился к актерам очень уважительно и обходительно, а Мария Фальконетти сама по себе такая – девушка с очень подвижной психикой. Об актерских способностям Марии Фальконетти ходят легенды. Жаль, что кинокарьера у этой изначально театральной актрисы не сложилась. Да и ее дальнейшая судьба проходила как-то нелепо. И в этом есть сходство с самим Дрейером: оба, по большому счету, не реализовали себя в кино даже на 50%. Две родственные души встретились?

К съемочному процессу Дрейер относился очень серьезно, тщательно подбирая актеров, выстраивая декорации. Истинный перфекционист. Часто ошибочно Дрейера называют религионозным режиссером или режиссером-мистиком. Эти темы действительно часто затрагиваются в его фильмах, но либо это издержки ограниченного выбора сценариев, либо просто фон. На первом плане у Дрейера всегда – психология. Простая, вполне приземленная психология, без особых духовных поисков. Иллюзия одухотворенности возникает из-за сдержанного стиля режиссера и тщательно продуманного движения в сценах (движения не только героев, но и света).

Удивительно, но Дрейер не снял ни одного фильма по собственному оригинальному сценарию (сравните с Бергманом-писателем). Почти вся его фильмография – это переработанные произведения скандинавских писателей. Чтобы не жить в нищете и получать хоть какую-то работу, Дрейеру приходилось браться за случайные сценарии или навязанные продюссерами. Список нереализованных задумок и проектов, в которых Дрейер лично был заинтересован, раза в два длиннее того, что он в итоге снял. Самый известный нереализованный проект – "Жизнь Христа" – мог бы занять достойное место в списке самых выдающихся неснятых фильмов за всю историю кино. Читая биографию Дрейера, понимаешь, что самое лучше, самое личное (авторское) он так и не снял. История с неснятым "Иисусом", которая тянулась несколько десятилетий, наглядно показывает пренебрежительное отношение тогдашнего киносообщества к Дрейеру: разного рода продюссеры и меценаты, говоря по-простому, отфутболивали режиссера-классика между собой и много лет "кормили завтраками". Наивный старичок снял "Слово" (которое сейчас считается чуть ли не главным его шедевром) как репетицию будущего "Иисуса"! Когда адекватный спонсор появился, Дрейер... умер. И вот это пренебрежение со стороны самой судьбы чувствуется везде в его биографии. Вдобавок можно отметить и то, что классиком он считался только в Европе. В США его вообще в упор не замечали. А сейчас он – культовый режиссер с мировым признанием...
 

1 комментарий:

  1. Об этом фильме я узнал из фильма "Жить своей жизнью" Жан-Люка Годара. По сюжету главная героиня смотрит его в кинотеатре. Совсем по-другому теперь воспринимается и фильм Панфилова "Начало" с Чуриовой в главной роли. Сразу видно, на кого похожа советская актриса.
    Что касается разделения религиозности и психологизма, то оно существует только в атеистическом мозгу бывших советских граждан. Современная психология - это попытка решать проблемы, которыми раньше занималась религия, без ее участия.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.