пятница, 23 ноября 2018 г.

"Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" (2000)

Оригинал взят у dm_bondarenko в "Życie jako śmiertelna choroba przenoszona drogą płciową" (2000)

Кинопоиск

Он его обратил

В самом начале фильма режиссер показывает зрителю съемки фильма про святого Бернарда. Съемочная группа снимает момент, когда конокрада ведут на казнь, но святой Бернард уговаривает жителей отдать ему преступника, чтобы подготовить его к смерти. Через полгода конокрад возвращается в деревню и он готов к казни. В этот же момент в реальном мире пожилой врач Томаш Берг узнает страшный диагноз – у него поздняя стадия рака…

В 2000 году Кшиштофу Занусси уже был 61 год и в его возрасте уже любой начнет думать о смерти. Нужно отметить, что смерть являлась косвенной тематикой во всех просмотренных мной фильмах Занусси, кроме «Защитных цветов». В этот раз режиссер решил снять фильм о человеке, находящемся на пороге смерти и о том, каким образом он примет неизбежную участь.

Практически все, услышав о скорой кончине, не верят этому и пытаются убежать от этого. На первый взгляд, Томаш везучий человек – у него есть богатая бывшая жена, способная оплатить ему дорогостоящую операцию в парижской клинике. Но деньги далеко не всегда способны спасти человека и именно это познает Томаш. Будучи врачом, у него нет иллюзий насчет чудес, и ему остается выбрать способ скоротать последние дни.

Режиссер дает главному герою несколько вариантов действия, включая самоубийство, и поиск ответов в науке или религии. Сейчас в обществе идут постоянные дебаты по поводу этичности эвтаназии и иных форм прерывания жизни безнадежно больных. Большинство оппонентов кричат о несоответствии данной процедуры христианским постулатам. Но Кшиштоф Занусси напоминает зрителю о христианском постулате свободы воли и не осуждает персонажей фильма, выбравших самоубийство в качестве способа избавиться от страданий.

Кшиштоф Занусси был знаком с Иоанном Павлом II, а последний попытался сблизить религию и науку. Именно в этом ключе режиссер показал диалоги между Томашом и ксендзом. Они оба верят в свою выбранную стезю, но это не мешает им взаимодействовать и дискутировать в уважительном ключе. Несмотря на это, режиссер напоминает зрителю о том, что носить крестик – далеко не главное.

Режиссер с иронией показывает одного из «перестроившихся» - начальника Томаша, - бывшего члена партии, поменявшего партбилет на крестик в связи с новыми временами. Он является одним из типичных «верующих», готовых осуждать чужие поступки только потому, что они не соответствуют католическому вероучению. Но для подобных персонажей свобода выбора – пустой звук.

По мнению режиссера человек можно прийти к «иллюминации» и вне рамок организованной религии. Сюжетная линия Томаша является иллюстрацией данной мысли режиссера. Находясь вне рамок организованной религии, он смог спокойно принять смерть и даже помочь ближнему своему.

Название фильма уже таит скрытую иронию режиссера – все мы рождаемся и с первого дня начинается отсчет дней до нашей смерти. Мы никогда не узнаем двух животрепещущих вопросов о нашей смерти – «Когда?» и «Как?». Но мы можем одно – не бояться и спокойно принять данную неизбежность. Кшиштоф Занусси показал нам один из возможных вариантов.
 

2 комментария:

  1. Воспользовался случаем разместить в сообществе рецензию на еще один фильм Кшиштофа Занусси. Это уже третья рецензия за неделю, посвященная теме смерти. Хайдеггер писал, что только через осознание своей конечности мы можем прийти к пониманию смысла нашей жизни.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.