Оригинал (отредактированный) взят у look_y в Математик и чёрт, 1972
Кинопоиск
Неискушённый зритель может решить, что на фотографиях вверху: искуситель, хитренький математик и его всегда подслушивающая за дверью жена... но это не так. Здесь нет людей и чертей как персонажей - здесь раскадровка в трёх лицах единого персонажа - чёрта. Как для советского фильма - это дерзновенная задача! Внутренний мир падшего существа! Свят, свят, свят на каждую его ипостась!
Прежде чем перейти к объяснениям, почему у этого короткого фильма есть второй, скрытый план, нужно пару слов сказать, что такое чёрт.
Чёрт всегда возле чужой души, он всегда хочет её приобрести. Зачем? И главное - как её можно использовать? Он её ест, что ли? Конечно, чёрт - это человек, а не некая сущность из потустороннего мира. Его не надо выдумывать - вон, смотрите, он сидит в патентном бюро, в редакции, в кресле режиссёра или на собрании научного совета... и таки, да - он питается чужими душами.
Душа - это нераздельное и неслиянное триединство красоты, добра и правды. Если у человека болит душа - значит в этом триединстве разлад: злое пытается стать красивым, уродливое разумным, лживое добрым... Когда это происходит? Когда черти проводят некую границу: здесь доброе, здесь красивое, здесь разумное. Как только нечистому удаётся убедить чью-то душу, что эти понятия никак не связаны между собой - он тут же сжирает её по частям.
Итак, за 20 минут фильма нам показали затхлую мертвечину "души" чёрта.
То что было красивым и достойным - стало уродливым и низким - "математик". Как вам его предложение за 100 килобаксов на "короткий срок" пойти в рабство к сатане? Красавчик! Если навсегда - тогда миллиард, щастя-здоровья до конца жизни себе и жене, при этом не вредить родственникам и друзьям... но здесь могут быть исключения... Посмотрите, как удачно подобрали актёра под эту сущность!
Второй персонаж подобран не менее тщательно - жена. Она инверсия нравственности (добра): плохо видит (очки), зато хорошо слышит и всегда наготове за дверью. Ни на минуту не забываем, что мы внутри мира представлений чёрта и все разговоры он ведёт сам с собой.
Там где уродливая низость - там должна быть и безнравственность. Разве нет? Они же воистину супруги! Муж уныло и несколько раз предлагает отцу лжи, для "знакомства", свою жену... но диавол не торопится - потом! Интересно! Как для райтбурга - тонкий режиссёрский ход! Но тут, по примеру Ферма, я предлагаю вам самим обдумать почему ложь не торопится ближе познакомиться со злом.
Искуситель - представитель третьей ипостаси - лжи. Врёт на каждом шагу и не подпрыгивает! Один литр нейтрония чего стоит, не говоря уже про решение технических трудностей его доставки...
Фильм заканчивается пессимистично, как для чертей: зло близоруко щурится на ложь и низость, которые интимно шепчутся между собой, обсуждая, как заморочить смысл великой теоремы и при этом поиметь вожделенные щастя-здоровья. Все остались при своих... и это конец? Для того времени да - перельман же ещё не родился.
Кинопоиск
Неискушённый зритель может решить, что на фотографиях вверху: искуситель, хитренький математик и его всегда подслушивающая за дверью жена... но это не так. Здесь нет людей и чертей как персонажей - здесь раскадровка в трёх лицах единого персонажа - чёрта. Как для советского фильма - это дерзновенная задача! Внутренний мир падшего существа! Свят, свят, свят на каждую его ипостась!
Прежде чем перейти к объяснениям, почему у этого короткого фильма есть второй, скрытый план, нужно пару слов сказать, что такое чёрт.
Чёрт всегда возле чужой души, он всегда хочет её приобрести. Зачем? И главное - как её можно использовать? Он её ест, что ли? Конечно, чёрт - это человек, а не некая сущность из потустороннего мира. Его не надо выдумывать - вон, смотрите, он сидит в патентном бюро, в редакции, в кресле режиссёра или на собрании научного совета... и таки, да - он питается чужими душами.
Душа - это нераздельное и неслиянное триединство красоты, добра и правды. Если у человека болит душа - значит в этом триединстве разлад: злое пытается стать красивым, уродливое разумным, лживое добрым... Когда это происходит? Когда черти проводят некую границу: здесь доброе, здесь красивое, здесь разумное. Как только нечистому удаётся убедить чью-то душу, что эти понятия никак не связаны между собой - он тут же сжирает её по частям.
Итак, за 20 минут фильма нам показали затхлую мертвечину "души" чёрта.
То что было красивым и достойным - стало уродливым и низким - "математик". Как вам его предложение за 100 килобаксов на "короткий срок" пойти в рабство к сатане? Красавчик! Если навсегда - тогда миллиард, щастя-здоровья до конца жизни себе и жене, при этом не вредить родственникам и друзьям... но здесь могут быть исключения... Посмотрите, как удачно подобрали актёра под эту сущность!
Второй персонаж подобран не менее тщательно - жена. Она инверсия нравственности (добра): плохо видит (очки), зато хорошо слышит и всегда наготове за дверью. Ни на минуту не забываем, что мы внутри мира представлений чёрта и все разговоры он ведёт сам с собой.
Там где уродливая низость - там должна быть и безнравственность. Разве нет? Они же воистину супруги! Муж уныло и несколько раз предлагает отцу лжи, для "знакомства", свою жену... но диавол не торопится - потом! Интересно! Как для райтбурга - тонкий режиссёрский ход! Но тут, по примеру Ферма, я предлагаю вам самим обдумать почему ложь не торопится ближе познакомиться со злом.
Искуситель - представитель третьей ипостаси - лжи. Врёт на каждом шагу и не подпрыгивает! Один литр нейтрония чего стоит, не говоря уже про решение технических трудностей его доставки...
Фильм заканчивается пессимистично, как для чертей: зло близоруко щурится на ложь и низость, которые интимно шепчутся между собой, обсуждая, как заморочить смысл великой теоремы и при этом поиметь вожделенные щастя-здоровья. Все остались при своих... и это конец? Для того времени да - перельман же ещё не родился.
Этот фильм интересен еще тем, что в том же году был снят "Солярис" с противоположным мировоззренческим посылом. А через 7 лет Кайдановский сыграл в "Сталкере".
ОтветитьУдалить