Оригинал взят у ailleurs в Миссия
Кинопоиск
Фильм «Помни меня» (2010) больно поражает своей безысходной грустью, усиливающейся по мере того, как думаешь о нём. Немудрёная, на первый взгляд, история о не находящем своего места в жизни молодом человеке – в значительной степени благодаря прекрасной игре Роберта Паттинсона – становится томительной драмой души, тщетно стремящейся обрести смысл собственного существования.
Несчастному парню ничего-то не удаётся: отец ушёл из семьи, старший брат покончил с собой, любимая одарённая младшая сестрёнка страдает от безразличия отца. И даже с девушкой отношения разваливаются из-за чистой нелепости. Пока разворачиваются все эти банальные повороты сюжета, что-то цепко удерживает внимание. Пожалуй, это – мучительная, неизбывная боль молодого человека, в ужасе ожидающего своего 22-хлетия, поскольку именно в свой 22-й день рождения покончил с собой его старший брат, чьё имя наколото теперь на его груди.
И вдруг, когда страшный день, наконец, миновал, и начинаешь думать, что перед тобой обыкновенная мелодрама, что-то переламывается в сюжете, и всё вокруг этого несчастного неудачника начинает необъяснимо налаживаться. Причём именно благодаря его собственным нетрадиционным усилиям. Холодный по виду отец (Пирс Броснан) оказывается нежным и чувствительным родителем, и находит в себе силы выразить свою заботу маленькой дочери, стосковавшейся по его участию, и, ко всеобщему восторгу, вызывается проводить её в школу. Обиженная подружка не только принимает его объяснения и перестаёт дуться, но и мирится со своим отцом, заимевшим зуб на её приятеля. Всё складывается, как по мановению волшебной палочки. А сам Тайлер приходит в отцовский офис и растроганно обнаруживает на его компьютере свои детские фотографии. Но беда в том, что офис этот расположен в одном из нью-йоркских «близнецов», а зайти ему туда выпало 11 сентября 2001 года.
Эта дата, видимо, обрела в американском сознании энергию, сравнимую с 22 июня – для нас. Вслед за датой мы видим только потрясённые лица героев этой истории, мучительно осознающих, что всеобщая трагедия обратилась для каждого из них ещё и глубоко личной потерей. Эта концовка напоминает «Мост короля Людовика Святого», обрушение которого погубило шестерых людей, которым больше не для чего было жить. Подобно им, Тайлер обречён, поскольку – сам того не осознавая – выполнил свою жизненную задачу. Он разрешил конфликты, свёл вместе тех, кому было плохо врозь, другим помог избавиться от страхов и взаимного непонимания. Но плодами своей созидательной деятельности ему самому воспользоваться не суждено. «Достигнув совершенства, он всё же вынужден уйти». И только тогда неизбежная, но кажущаяся необъяснимой поначалу обречённость героя обретает своё объяснение.
Этой развёрнутой метафорой авторы пытались проиллюстрировать мысль о том, что человек по сути – глагол, а не существительное. Он живёт, пока деятельность его не завершена. Но стоит ему осуществить своё предназначение, как его дальнейшее пребывание в нашем мире становится ненужным. Финал переосмысляет всю кажущуюся легковесность сюжета. Тайлер становится образом мятущейся в поисках смысла собственного существования человеческой души, находящей покой и освобождение лишь вместе с завершением своей миссии. Такая постановка вопроса полностью снимает проблему смысла жизни: раз ты ещё жив, значит ты пока не выполнил своего предназначения, а когда выполнишь, то и вопрошать будет некому.
Кинопоиск
Фильм «Помни меня» (2010) больно поражает своей безысходной грустью, усиливающейся по мере того, как думаешь о нём. Немудрёная, на первый взгляд, история о не находящем своего места в жизни молодом человеке – в значительной степени благодаря прекрасной игре Роберта Паттинсона – становится томительной драмой души, тщетно стремящейся обрести смысл собственного существования.
Несчастному парню ничего-то не удаётся: отец ушёл из семьи, старший брат покончил с собой, любимая одарённая младшая сестрёнка страдает от безразличия отца. И даже с девушкой отношения разваливаются из-за чистой нелепости. Пока разворачиваются все эти банальные повороты сюжета, что-то цепко удерживает внимание. Пожалуй, это – мучительная, неизбывная боль молодого человека, в ужасе ожидающего своего 22-хлетия, поскольку именно в свой 22-й день рождения покончил с собой его старший брат, чьё имя наколото теперь на его груди.
И вдруг, когда страшный день, наконец, миновал, и начинаешь думать, что перед тобой обыкновенная мелодрама, что-то переламывается в сюжете, и всё вокруг этого несчастного неудачника начинает необъяснимо налаживаться. Причём именно благодаря его собственным нетрадиционным усилиям. Холодный по виду отец (Пирс Броснан) оказывается нежным и чувствительным родителем, и находит в себе силы выразить свою заботу маленькой дочери, стосковавшейся по его участию, и, ко всеобщему восторгу, вызывается проводить её в школу. Обиженная подружка не только принимает его объяснения и перестаёт дуться, но и мирится со своим отцом, заимевшим зуб на её приятеля. Всё складывается, как по мановению волшебной палочки. А сам Тайлер приходит в отцовский офис и растроганно обнаруживает на его компьютере свои детские фотографии. Но беда в том, что офис этот расположен в одном из нью-йоркских «близнецов», а зайти ему туда выпало 11 сентября 2001 года.
Эта дата, видимо, обрела в американском сознании энергию, сравнимую с 22 июня – для нас. Вслед за датой мы видим только потрясённые лица героев этой истории, мучительно осознающих, что всеобщая трагедия обратилась для каждого из них ещё и глубоко личной потерей. Эта концовка напоминает «Мост короля Людовика Святого», обрушение которого погубило шестерых людей, которым больше не для чего было жить. Подобно им, Тайлер обречён, поскольку – сам того не осознавая – выполнил свою жизненную задачу. Он разрешил конфликты, свёл вместе тех, кому было плохо врозь, другим помог избавиться от страхов и взаимного непонимания. Но плодами своей созидательной деятельности ему самому воспользоваться не суждено. «Достигнув совершенства, он всё же вынужден уйти». И только тогда неизбежная, но кажущаяся необъяснимой поначалу обречённость героя обретает своё объяснение.
Этой развёрнутой метафорой авторы пытались проиллюстрировать мысль о том, что человек по сути – глагол, а не существительное. Он живёт, пока деятельность его не завершена. Но стоит ему осуществить своё предназначение, как его дальнейшее пребывание в нашем мире становится ненужным. Финал переосмысляет всю кажущуюся легковесность сюжета. Тайлер становится образом мятущейся в поисках смысла собственного существования человеческой души, находящей покой и освобождение лишь вместе с завершением своей миссии. Такая постановка вопроса полностью снимает проблему смысла жизни: раз ты ещё жив, значит ты пока не выполнил своего предназначения, а когда выполнишь, то и вопрошать будет некому.
Добро пожаловать в сообщество СИНЕМАТЕКА.
ОтветитьУдалить