воскресенье, 1 апреля 2018 г.

"Убийство священного оленя" (2017)

Оригинал взят у s3tr0n в Рецензия на фильм "Убийство священного оленя" (The Killing of a Sacred Deer) 2017

Кинопоиск

В мире "Убийство священного оленя" вышел ещё в мае 2017 года и успел заполучить награду за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Чем не повод ознакомится с фильмом, благо что он, наконец, добрался до российского проката?

Обычный день успешного хирурга обязательно включает в себя сложную операцию и последующее отмокание в семейном кругу за обеденным столом. Однако Стивен Мёрфи помимо этого общается с молодым парнишкой Мартином, и чем больше он с ним общается, тем страннее кажутся их отношения. Стивен даёт парню денег и дарит дорогие подарки, гуляет с ним по набережной, а вскоре знакомит со своей семьёй. Чем больше ты смотришь на их манеру общения, тем сильнее закрадываются подозрения, что что-то тут нечисто. И вскоре начинают происходить поистине странные события. У младшего сына Стивена перестают работать ноги, а вскоре он начинает отказываться есть. Но это только вторая стадия, утверждает Мартин, а то что будет на третьей и четвёртой ещё страшнее.

Сценарий не спешит делиться подробностями происходящего и это его главный плюс. Странности в отношениях хирурга Стивена и парнем Мартином ощущаются с первых же кадров его появления. Слишком уж навязчиво Мартин себя ведёт, слишком добр Стивен с ним, слишком много тайн на квадратный сантиметр экранного времени. Слишком долго сценаристы держат напряжение, однако это сложно отнести к недостаткам. Потому что именно таки образом создаётся мистическое ощущение грядущей катастрофы, потому что именно таким образом выстраиваются характеры персонажей, потому что именно так зрителю раскрывается ключевая тематика.

Поначалу манера общения персонажей выглядит очень странно - она чересчур открытая и неестественная - но со временем к ней привыкаешь. Герои подробно расписывают свои чувства и стремления. Если диалог о том, кому какой ремешок для часов нравится больше выглядит вычурно, чуть позже он уже не кажется странным, что старшая дочь рассказывает малознакомому мальчику о начале менструации. Дело в том, что перед зрителем разворачивается не просто психологический триллер или мрачная драма в современных декорациях, нет. Тут замысел похлеще - переложить греческий миф на современные реалии. Причём прямым текстом об этом упомянут лишь раз и то не слишком очевидно ("Эссе по Ифигении - это твёрдая пятёрка", с плюсом), а об остальном зрителю предложат размышлять самостоятельно. Правда не стоит забывать про заголовок, который тоже является недвусмысленной отсылкой, но всё равно это относится к разряду домашней работы, к которой массовый зритель может оказаться не готов.

Греческий режиссёр Йоргос Лантимос ("Лобстер", "Клык") использует иносказательный язык, как ключевое средство повествования. С самого начала он держит детали истории и мотивацию персонажей в секрете, позволяя зрителю самостоятельно заполнять пробелы походу пьесы. Кирпичик за кирпичиком он выстраивает персонажей и подробно описывает их ежедневный распорядок, чтобы следом в один момент низвергнуть все эти конструкции в пучину хаоса. Смотреть как герои буквально на руках выкарабкиваются из этой пучины - одновременно жестокое и увлекательное зрелище.

Операторская работа заслуживает отдельного упоминания - любопытные ракурсы, игра с фильтрами и линзами, интересные проходы по стерильным коридорам и просторным помещениям. Камера то отдаляется от участников событий, оставляя зрителю самому дофантазировать мимику и эмоции персонажей, то безвольно наезжает крупным планом, заставляя чувствовать себя почти неуютно в столь непосредственной близости от героя.

Музыкальное сопровождение не отстаёт. Безумная оглушающая тишина чередуется с мрачными духовыми и скрипичными партиями, которые как будто исполняются на натянутых нервах зрителей. Есть что-то зловещее в этих мотивах, и оно лишь способствует нагнетанию мрачной атмосферы повествования.

Фильм не получился бы настолько сильным, без крепкого актёрского состава. Роль главного героя, хирурга Стивена Мёрфи, исполнил Колин Фаррелл ("Настоящий детектив", "Особое мнение"), который скрываться за пышной бородой и другой телесной растительностью, которую нехотя придётся лицезреть. Интересно наблюдать за постепенной трансформацией из успешного и уверенного в себе человека в слезливую истеричку, в панике пытающегося собрать вместе осколки разбившейся тарелки. Герой с мутным прошлым и ещё более туманным будущим - именно такой образ Фаррелу с успехом удалось воплотить на экране.

Николь Кидман ("Бангкок Хилтон", "Большая маленькая ложь"), сыгравшая его жену Анну Мёрфи не отстаёт. Мать, которая ломается под давлением кары и в отличии от мужа готова буквально ползать на коленях, лишь бы вымолить прощение, поистине поражает. Её актёрская игра гораздо богаче и изобилует едва заметными нюансами, которые интересно подмечать.

На роль приставучего Мартина взяли Барри Кеогана ("Дюнкерк", "На паузе") и определённо не прогадали. У актёра получилось создать нелицеприятного персонажа, который с одинаковым успехом может вызывать интерес, раздражение, ненависть и жалость.

По сути, фильм представляет собой переложение древнегреческого мифа на современные рельсы. Главный герой - хирург Стивен - человек науки, пытается подчинить неизвестное заболевание простой логике медицинских анализов и раз за разом прогоняет ворох тестов, исключая один диагноз за другим, пока не остаётся ровным счётом ничего! Он отказывается принять факт кармического воздействия и высшей справедливости, как нечто материальное. Режиссёр Лантимос играет на контрасте науки и сверхъестественного. Избитая тема игры в бога обретает новое воплощение - в образе хирурга, который раз за разом купается в лучах славы после успешной операции и скромно упивается восторгами над его чистыми и изящными руками, но при этом позволяет себе ошибки, которые отнимают жизни. Божественная сила давать и отнимать жизни, как две стороны одной монеты - одна чёрная, другая белая, питают тщеславное сознание героя. И вот в его предельно простую чёрно-белую жизнь вмешивается дьявол, требующий того, чего редко просят у бога - личной жертвы.

Встав перед подобным фактом Стивен проходит знакомые стадии от отрицания до окончательного примирения с неизбежным, и следить за этим на редкость увлекательно. Шутка ли, Лантимос запускает бога в человеческое окружение, позволяя ему прочувствовать приземлённый ритм жизни. Когда Стивен оказывается в гостях у Мартина, они вместе смотрят фильм "День сурка" - другой фильм про человека, оказавшегося в физически невозможной ситуации, а с экрана прямым текстом доносится монолог Билла Мюррея о его божественной природе. Чувствуете параллель?

Фильм задаёт вопросы и не спешит давать на них ответы, однако умудряется отпугивать дикостью и жестокостью сцен с копеечной надеждой на позитивный финал и поэтому он прекрасен, однако второй раз смотреть его будет уже сложнее.

"Убийство священного оленя" это фильм, для которого требуется какое-то время на переваривание. Он умудряется с одинаковой лёгкостью быть пугающим, странным и захватывающим, порой в одной и той же сцене. Новая инкарнация греческого мифа от греческого режиссёра, играющего метафорическими образами и размышляющего на темы кармы, игры в бога, вины и последствий, при удачном стечении обстоятельств может стать свежей классикой, однако скорее всего останется уделом лишь ярых фанатов глубокомысленного кино, от которого у остальных просто заболит голова.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.