пятница, 6 апреля 2018 г.

"Это всего лишь конец света" (2016)

Оригинал взят у Nastya Salnikova в ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ КОНЕЦ СВЕТА

Кинопоиск

Название этой французско-канадской драмы интригует своим посылом: безразличие к происходящему, незаинтересованность и равнодушие. Конец света. Всего лишь. Но в этом посыле заключена основная мысль фильма.

Луи, 12 лет назад уехавший из дома, теперь решает приехать повидаться с матерью, сестрой и старшим братом. Это будет их последняя встреча, потому что Луи неизлечимо болен. Нам не скажут, от чего. Мы не знаем, где происходят события и когда. Всё это не имеет значения. Где-то. Когда-то. Неважен год, не важен город, не важна причина смерти, важно то, что здесь и сейчас, вечные ценности: семья и время.

Луи ждёт подходящего момента, чтобы сообщить родным о своей смерти. Но он видит, что его отъезд сказался на его близких: сестра несчастна, брат излишне агрессивен. Они научились жить без него, они привыкли к его отсутствию, но они потеряли надежду на лучшую жизнь. Мать просит Луи вселить в них эту надежду, даже если она будет ложной. Луи предстоит непростой выбор, требующий храбрости и мудрости: сказать этим по сути незнакомым людям правду о своей болезни или дать им то, чего они ждали эти 12 лет? Решение Луи – это и есть основная интрига.

Фильм, конечно, глубоко психологичен, хоть и смотреть здесь особо не на что. Тут не происходит ничего, кроме выяснения отношений между главными героями. Это зарисовка, театральная постановка, один день из жизни обычных людей. Здесь много диалогов и крупных планов, настолько крупных, что кажется, будто можно прочесть мысли персонажей (и действительно иногда видно, о чем они думают). В диалогах герои и раскрываются: мы видим их боль, обиды и разбитые надежды. Брат, сестра и мать говорят с Луи, но по сути они говорят сами с собой, размышляют вслух, высказывают наболевшее. Никто из них особо к себе не располагает, но, я так подозреваю, что это и не было задачей режиссёра Ксавье Долана.

Эта драма не даёт нам никаких знаний, и даже пищу для размышлений она даст не каждому зрителю. Нам разрешают додумать что-то за режиссёра, пофантазировать, предлагают угадывать мысли героев и строить предположения относительно их взглядов и решений. Что они скажут, если узнают, что Луи умрёт? Изменится ли хоть что-то? Или им всё равно? Это всего лишь смерть. Он всего лишь умирает. Это не конец света.

Интересны некоторые режиссерские приёмы: тут и ностальгические флэшбеки, и часы с кукушкой (она знает, когда истекает отведённое нам время), и замкнутость пространства, где воздух между членами семьи накаляется с каждой минутой, и визуальная подпитка этой идеи накала страстей и неизбежности выбора Луи (начинается все с темноты, а заканчивается солнечным светом).

Это, безусловно, одна из тех картин, которые смотрят с определенным настроем (готовьтесь к тому, что местами будет скучно, что вы не получите ответы на свои вопросы). В фильме можно усмотреть много смыслов и идей. А еще он позволяет насладиться потрясающей актёрской игрой Марион Котийяр и Гаспара Ульеля, Венсана Касселя и Леи Сейду, тонкой режиссерской и операторской работой и отличными саундтреками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.