Оригинал взят у dhamma_khana в "Климт", 2006. Тебе пендаль, Рауль!
Кинопоиск
Признаюсь, игровое кино о художниках люблю и именно по этой же причине недолюбливаю авторские эрудированные документалки по истории искусства.
В том, что воссоздавать и даже переписывать успешно биографию художника автономно от его полотен принципиально возможно и в общем-то полезно для самих полотен, меня убедил пример "Фриды", снятой в 2002 г. Джули Тэймор...
Рауль Руиз (кстати, чилиец) хорошо известен киноманам своей плодовитостью, фильмография обширна, я же знаком только с его короткометражкой "Собачий разговор" (Colloque de chiens, 1977), а также с полнометражным "В поисках утраченного времени" (A la recherche du temps perdu, 1999), с Катрин Денёв, эксперимент абсолютно сюрреалистичный, создан на основе романа Пруста и считается киношедевром.
Скажу честно, от новой его работы ничего не ожидал, не верил и настроил себя на то, чтобы разочароваться...
Режиссерскую работу Руиза с Малковичем уже видел, второй раз - это уже стереотипно, а критики "Климт" проворонили (странно), премьера как бы прошла незамеченной. После просмотра мне показалось, что не все так плохо - Руиз просто стрелял не в того зайца и "перепутал" художников! Густава Климта и Эгона Шиле!
Собственно, с эпизода посещения Шиле больного Климта в венской клинике фильм и начинается - второстепенная роль сыграна просто блестяще, в двух-трех эпизодах она смотрится намного ярче, живее, эмоциональнее заторможенного (как и полагается, постоянно поглощенного процессом мышлением у гения) Малковича.
Учитывая пристрастие Рауля к абсурдизму, смешивающему сюрреализм и трагизм, задумка с Шиле могла бы дорасти до нового продукта, гораздо лучшего.
"Климт" - антипод биографического подхода в кино. Зритель мало что узнает о жизни художника, просмотрев фильм, и будет удивлен, услышав о венском экспрессионизме рубежа веков. Что, конечно, очень-очень обидно.
Руиз выбрал иной формат репрезентации - завуалированно философский, точнее "вырубил" несколько тематических линий сюжета, которые могли бы иметь отношение к Климту. Красота и Уродство, Признание и Забвение, Смерть и Бессмертие, Любовь и Влечение (это, впрочем, мои предположения). Вокруг этих дилемм (спаянных одна в одну мининовелл), не получающих толком ни завязки, ни кульминации, кинопленка и накручивается. Чтобы не было скучно, герои, сидя за столом в барочном ресторане, могут вращаться перед глазами зрителя на все 360 градусов, а фокус камеры подходить вплотную к предметам в студии художника; у самого Климта-Малковича появляется таинственный, видимый только ему, двойник, alter ego, портящий хитросплетениями и интригами жизнь гению, этакий есенинский "черный человек", в цилиндре... Иногда напряжение Руиз нагнетает звуком битого стекла... Бац! И на полу осколки - то ли кувшин с цветами, то ли хрупкость красоты жизни, то ли осколки хрусталя душевного равновесия... Что раздражает порядком - в третий-то или четвертый раз.
Совсем уж странно и чудно стремление режиссера и гримера с командой визажистов копировать лица героев с картин Климта, но зачем такие почти "цифровые" двойники? :). Впрочем, главная беда, заслуживающая зрительского пендаля, состоит в ином. Руиз убил контекст, вскормивший гений Климта. Убил город. Убил время. Наповал. Камера практически не выходит за пределы интерьеров ресторанов, гостиничных номеров и студии, оставляя впечатление блестяще декорированного руками художника телесериала... Нет венского воздуха, нет знаменитой модерновой Рингштрассе и имперских садов, нет венской архитектуры... Нет ощущения надлома эпох, характеров и глубокого кризиса старого либерального мира, родившего Фрейда, эксперименты с сексуальностью у венских литераторов и художников (и, отмечу, Серебряный век в России как дальнее эхо). Не ощущается уникальной атмосферы fin-de-siècle. Судя по тому, что существует оригинальная версия фильма, director's cut, на полчаса длительнее релиз-варианта с DVD, можно надеяться, что кусочки контекста могут в нем присуствовать.
Результат таков: то, что получилось у Рауля, можно без какого-либо ущерба для фильма перенести на столетие раньше или на полстолетия позже, и даже вообще стереть упоминание Вены... Ну, и что в этом принципиально воспроизводимом в любую эпоху, мультиплицирующем состоянии гениальности, лишенном ткани исторической жизни?.. Цветовой калейдоскоп из кусочков фольги и стройные тела натурщиц?.. Но ведь Климт писал не только их, треть его работ - это пейзажи и садовые зарисовки, а концепт "сада" в модерновой живописи и новый гармонический ряд тесно связан с именно этим городом, его новым космополитичным культурным и политическим климатом. И здесь мы опять вынуждены обратиться к фрейдизму, Эгону Шиле и еще одному художнику из Вены - Оскару Кокошке, чьи пейзажные полотна столь же легко узнаваемы, как и творения Климта... Иначе, всю эту атмосферу приходится высмактывать из мебельной бутафории в кафе или высматривать.... в микроскопе, в прямом смысле - именно так и поступает Климт в фильме, глядя в стеклышко микроскопа на собственные сифилитические бактерии. Непонятно, однако, почему затем он всерьез озабочивается подсчетом точного количества собственных детей... Глубокая, видно, тема, мдя....
Да - и только ли в визуальном ряде дело ?
Симфоническую звуковую дорожку к фильму, например, очень старательно создавал Йорг Аррьягада (Jorge Arriagada). Целостность образа Климта и Вены была бы абсолютно аутентичной, если бы композитор смог поэкспериментировать хотя бы с оригинальной музыкой Арнольда Шёнберга, современника Климта, венского музыканта, "папаньки" музыкального направления экспрессионизма, атональной музыки ("додекафония"). Даже несколько деревянные лица героев фильма (минимум мимики, увы-увы) обрели бы совершенно иную степень психологизма. Эх...
Несмотря на все это, фильм достоин просмотра, и не лишен возможности подарить зрителю моменты удовольствия - на мой взгляд, во многом благодаря удачной спайке в работе художника-декоратора и режиссера.
Тем, у кого возникнет желание почитать, рекомендую чудесную книгу, которую не грешно унести с собой в последнее земное пристанище, - Карл Шорске, "Вена на рубеже веков" (издана в 2003).
Кинопоиск
Признаюсь, игровое кино о художниках люблю и именно по этой же причине недолюбливаю авторские эрудированные документалки по истории искусства.
В том, что воссоздавать и даже переписывать успешно биографию художника автономно от его полотен принципиально возможно и в общем-то полезно для самих полотен, меня убедил пример "Фриды", снятой в 2002 г. Джули Тэймор...
Рауль Руиз (кстати, чилиец) хорошо известен киноманам своей плодовитостью, фильмография обширна, я же знаком только с его короткометражкой "Собачий разговор" (Colloque de chiens, 1977), а также с полнометражным "В поисках утраченного времени" (A la recherche du temps perdu, 1999), с Катрин Денёв, эксперимент абсолютно сюрреалистичный, создан на основе романа Пруста и считается киношедевром.
Скажу честно, от новой его работы ничего не ожидал, не верил и настроил себя на то, чтобы разочароваться...
Режиссерскую работу Руиза с Малковичем уже видел, второй раз - это уже стереотипно, а критики "Климт" проворонили (странно), премьера как бы прошла незамеченной. После просмотра мне показалось, что не все так плохо - Руиз просто стрелял не в того зайца и "перепутал" художников! Густава Климта и Эгона Шиле!
Собственно, с эпизода посещения Шиле больного Климта в венской клинике фильм и начинается - второстепенная роль сыграна просто блестяще, в двух-трех эпизодах она смотрится намного ярче, живее, эмоциональнее заторможенного (как и полагается, постоянно поглощенного процессом мышлением у гения) Малковича.
Учитывая пристрастие Рауля к абсурдизму, смешивающему сюрреализм и трагизм, задумка с Шиле могла бы дорасти до нового продукта, гораздо лучшего.
"Климт" - антипод биографического подхода в кино. Зритель мало что узнает о жизни художника, просмотрев фильм, и будет удивлен, услышав о венском экспрессионизме рубежа веков. Что, конечно, очень-очень обидно.
Руиз выбрал иной формат репрезентации - завуалированно философский, точнее "вырубил" несколько тематических линий сюжета, которые могли бы иметь отношение к Климту. Красота и Уродство, Признание и Забвение, Смерть и Бессмертие, Любовь и Влечение (это, впрочем, мои предположения). Вокруг этих дилемм (спаянных одна в одну мининовелл), не получающих толком ни завязки, ни кульминации, кинопленка и накручивается. Чтобы не было скучно, герои, сидя за столом в барочном ресторане, могут вращаться перед глазами зрителя на все 360 градусов, а фокус камеры подходить вплотную к предметам в студии художника; у самого Климта-Малковича появляется таинственный, видимый только ему, двойник, alter ego, портящий хитросплетениями и интригами жизнь гению, этакий есенинский "черный человек", в цилиндре... Иногда напряжение Руиз нагнетает звуком битого стекла... Бац! И на полу осколки - то ли кувшин с цветами, то ли хрупкость красоты жизни, то ли осколки хрусталя душевного равновесия... Что раздражает порядком - в третий-то или четвертый раз.
Совсем уж странно и чудно стремление режиссера и гримера с командой визажистов копировать лица героев с картин Климта, но зачем такие почти "цифровые" двойники? :). Впрочем, главная беда, заслуживающая зрительского пендаля, состоит в ином. Руиз убил контекст, вскормивший гений Климта. Убил город. Убил время. Наповал. Камера практически не выходит за пределы интерьеров ресторанов, гостиничных номеров и студии, оставляя впечатление блестяще декорированного руками художника телесериала... Нет венского воздуха, нет знаменитой модерновой Рингштрассе и имперских садов, нет венской архитектуры... Нет ощущения надлома эпох, характеров и глубокого кризиса старого либерального мира, родившего Фрейда, эксперименты с сексуальностью у венских литераторов и художников (и, отмечу, Серебряный век в России как дальнее эхо). Не ощущается уникальной атмосферы fin-de-siècle. Судя по тому, что существует оригинальная версия фильма, director's cut, на полчаса длительнее релиз-варианта с DVD, можно надеяться, что кусочки контекста могут в нем присуствовать.
Результат таков: то, что получилось у Рауля, можно без какого-либо ущерба для фильма перенести на столетие раньше или на полстолетия позже, и даже вообще стереть упоминание Вены... Ну, и что в этом принципиально воспроизводимом в любую эпоху, мультиплицирующем состоянии гениальности, лишенном ткани исторической жизни?.. Цветовой калейдоскоп из кусочков фольги и стройные тела натурщиц?.. Но ведь Климт писал не только их, треть его работ - это пейзажи и садовые зарисовки, а концепт "сада" в модерновой живописи и новый гармонический ряд тесно связан с именно этим городом, его новым космополитичным культурным и политическим климатом. И здесь мы опять вынуждены обратиться к фрейдизму, Эгону Шиле и еще одному художнику из Вены - Оскару Кокошке, чьи пейзажные полотна столь же легко узнаваемы, как и творения Климта... Иначе, всю эту атмосферу приходится высмактывать из мебельной бутафории в кафе или высматривать.... в микроскопе, в прямом смысле - именно так и поступает Климт в фильме, глядя в стеклышко микроскопа на собственные сифилитические бактерии. Непонятно, однако, почему затем он всерьез озабочивается подсчетом точного количества собственных детей... Глубокая, видно, тема, мдя....
Да - и только ли в визуальном ряде дело ?
Симфоническую звуковую дорожку к фильму, например, очень старательно создавал Йорг Аррьягада (Jorge Arriagada). Целостность образа Климта и Вены была бы абсолютно аутентичной, если бы композитор смог поэкспериментировать хотя бы с оригинальной музыкой Арнольда Шёнберга, современника Климта, венского музыканта, "папаньки" музыкального направления экспрессионизма, атональной музыки ("додекафония"). Даже несколько деревянные лица героев фильма (минимум мимики, увы-увы) обрели бы совершенно иную степень психологизма. Эх...
Несмотря на все это, фильм достоин просмотра, и не лишен возможности подарить зрителю моменты удовольствия - на мой взгляд, во многом благодаря удачной спайке в работе художника-декоратора и режиссера.
Тем, у кого возникнет желание почитать, рекомендую чудесную книгу, которую не грешно унести с собой в последнее земное пристанище, - Карл Шорске, "Вена на рубеже веков" (издана в 2003).
Давно подумываю, не посмотреть ли этот фильм, но все рецензии, включая эту, как-то не вдохновляют :(
ОтветитьУдалитьА вот книжку я бы прочла, но, похоже, в интернете ее нет в свободном доступе :(
Я не раз писал, что произведения художника говорят о нем больше, чем любые факты биографии. В биографических фильмах меня больше интересует мнение авторов на факты биографии, отраженные в фильме. Так, например, в "Темных временах" интересно наблюдать, как Великобритания балансирует на грани заключения мирного договора с Гитлером после разгрома во Франции.
Удалить