суббота, 14 апреля 2018 г.

"Морской волк" (2009)

Оригинал взят у stranikmegzvezd в Морской волк / Sea Wolf (2009), режиссёр: Майк Баркер

Кинопоиск

Как раз сейчас в процессе немаленький такой томик Джека Лондона в тысячу страниц. "Морской волк" там идет первым произведением, потом - "Сердца трех" и еще много чего. Закончив "Морского волка" я решил поискать экранизации, чтобы на свежих эмоциях сравнить книгу и фильм.

Литературный критик Хэмпфри Ван-Вейден отправляется по делам в Сан-Франциско. По пути происходит нечто непредвиденное и молодой человек оказывается один среди океанских волн. Вскоре его подбирает команда шхуны "Призрак". Спасение? Как бы не так! Капитан Вольф Ларсен, морской волк и дьявол во плоти нацелен исключительно на охоту на морских котиков, а потому не намерен тратить ни часа, ни минуты, чтобы доставить бедолагу в ближайшие порт.

Теперь, хочет того Хэмпфри или нет, ему придется жить, а по сути даже выживать в незнакомой ему обстановке, среди грубых матросов и охотников, среди бескрайнего океана, диктующего совершенно новые, незнакомые законы и рядом с капитаном судна, безжалостным циником в присутствии которого хочется вжать голову в плечи.

Что я могу сказать перед тем, как описывать в подробностях то, что получилось у Найджела Уильямса, взявшего адаптировать знаменитого мастера приключенческих сюжетов для режиссёра Майка Баркера? Каждый раз при переносе описанного на страницах книги действия в форму сценария что-то сокращается, что-то расширяется, а иные элементы исчезают в никуда и приходят из ниоткуда, чтобы волей съемочной группы создать итоговый кино-паззл. Последствием выхода в свет практически любой экранизации традиционно становится противостояние поклонников книги и фильма. И всё же практически бескрайнее море всех тех постановок можно разделить пусть и довольно зыбкой, расплывчатой чертой на две части - то, что всё-таки имеет право называться кино-воплощением книги, и сюжеты, которые появились на свет не столько благодаря труду писателя, сколько за счет вольного полета фантазии нанятого студией сценариста.

К сожалению, германо-канадский мини-сериал относится как раз к последним... За связь с книжным оригиналом здесь отвечает ряд эпизодов, снятых чуть ли не с добуквенной точностью от текста Лондона, а в остальном - это совершенно другая история со своим подстрочным смыслом.

Вот чем в сути своей была книга? Там были океанские приключения на до поры до времени одинокой шхуне. Там была романтика, а также совмещенная с ней история выживания и смерти. А еще там был мощнейший конфликт! Идеализм против жестокого, циничного реализма. Печатная машинка Джека Лондона лоб в лоб сталкивает изнеженного, смотрящего на мир через розовые очки интеллигента Хэмфри Ван Вейдена с матерым "морским волком" Вольфом Ларсеном.

Люди должны уважать и ценить друг друга!
Увольте! Каждый человек в глубине душе - обыкновенный эгоист, использующий окружающих в своих интересах. А сладкие фразочки - просто прикрытие.

Миром должны править любовь и милосердие!
К черту! Романтическая, превозносимая поэтами любовь - жалкая иллюзия, идущая от примитивного животного инстинкта, а милосердие и вовсе - слабость.

Человек - существо духовное, стремящееся своей деятельностью осветить этот мир.
Бред. Человек - это всего лишь кусок закваски, животное, управляемое инстинктом выживания. По воле этого инстинкта каждый человек стремится откусить от жизни самый лучший кусок. И, если при этом сильный обделит слабого - не беда. Потому что так должно быть и потому, что иначе быть просто не может!

Я - интеллигент! Я образованный человек. Я работаю и зарабатываю.
Ничего подобного! Едва ли ты работал хотя бы один день. Нет, ты - обыкновенный иждевенец, существующий за счет других.

За счет такого идейного противостояния физически слабый, наивный и неумелый ни в чем, кроме написания критических статей, Хэмфри закаляется и многое переосмысливает. Какие-то убеждения, действительно откладываются в сторону, а другие, пройдя огонь и воду, наоборот - становятся еще более ценными, а потому занимают достойное место в фундаменте будущего счастливого супружества с женщиной мечты, поэтессой Мод Брюстер.

Плавание на "Призраке" становится, наверное, самым важным испытанием в жизни Хэмфри. Так происходит в книге и в общем тоже самое можно увидеть в мини-сериале. Но не надо забывать еще об одном поединке, отлично выписанном в романе. Вольф Ларсен против всего мира, против всех, кто встретится на его пути, против судьбы и против самого Бога!

Капитан "Призрака", человек, некогда познавший достаточно боли и несправедливости, решил жить одним большим сражением против всего и вся, что не входит в его интересы, что не даёт ему выгоды, что не обеспечивает ему спасительного превосходства над другими. Не будет этого сражения, не будет превосходства и тогда интересы других людей вместе с беспощадным миром растопчат его, превратят в порошок и отправят на корм рыбам.

Так в итоге и происходит. Почему? Возможно, потому, что это сражение против всех и всего с самого начала было заведомо проигрышным. Один человек, песчинка, кусок закваски неизбежно будет повержен и загнан в тупик, откуда нет выхода. И единственное, чем сможет ответить миру такой человек - это гордость, разросшаяся от безысходности до безрассудного упрямства и гордыни. Вот почему капитан Ларсен становится своего рода Люцифером, гордым падшим ангелом, заключенном в человеческую оболочку.

Так в книге, а что в сериале? На первый взгляд всё кажется таким, каким и должно быть, но вскоре начинается самая настоящая отсебятина Найджела Уильяма. Прикрученное к общему сюжету спорное предисловие и стартующая от него измененная линия Мод Брюстер. Совершенно непонятная замена самой первой поворотной для жизни Хэмпфри точки, той самой из-за которой он оказался в морской пучине одинокий и беспомощный. И, наконец, самое главное, то, что является не больше, не меньше стержнем романа - жизнь капитана Вольфа Ларсена под флагом вызова его подчиненным, сухопутным крысам, брату, всему миру и самому Господу. Впрочем, нет. Уильямс не стал возводить такие масштабные аллегории и пошел более простым путем...

Жили-были на свете два брата. Старший был здоров, как бык, младший же был калекой. Несмотря на недуг младшего, старший очень любил его, заботился о нем и даже при случае брал на себя его вину. И всё было бы хорошо, если бы младший не решился бы подставить своего защитника по-крупному и получить с этого извращенное удовольствие совмещенное с материальным профитом. С этого момента жизнь и мировоззрение старшего брата, будущего морского волка пошли всё более и более кривой дорожкой. А что же младший? Хм... Он нашел способ выбраться в люди и его дорога была на удивление близка к дороге брата. Близка до такой степени, что подчас их пути пересекались и каждое такое пересечение выливалось в новый раунд жёсткого соперничества, в котором не было ничего, кроме безжалостного желания доказать своё превосходство.

Вот так. В романе старший брат Вольфа Ларсена Смерть Ларсен появлялся в лишь в словесных упоминаниях и от этого представлялся грозной силой природы, обратившейся человеческий облик, чтобы принять вызов Люцифера-Ларсена и стать той преградой на пути "волка", которую ему не суждено преодолеть. В мини-сериале всё иначе. Сценарий Уильямса как будто стремился заполнить пробелы в задумке Д. Лондона и раскрыть этого персонажа в той же полноте, как и Вольфа Ларсена. Наверное, именно по этой причине и были сняты практически параллельные сцены, где Мод вела доверительный по меркам сюжета разговор со Смерть-Ларсеном, а на шхуне "Призрак" литературный критик Ван-Вейден пытался делать тоже самое с Вольфом Ларсеном.

Хм... Эти эпизоды ничего не напоминают? Посмотрите внимательно и... Вы находитесь в долговременной ссоре с родственником? Вы считаете, что мир несправедлив, а жизнь - это беспощадная борьба за существования и ничего более? Да, это проблема... Но давайте отбросим на время всю суету и поговорим об этом, попытается разобраться, пока не стало слишком поздно. Впрочем, импровизированная попытка психотерапии семьи Ларсен терпит крах и два брата всё равно сходятся в решающей схватке.

Что сказать о переосмысленном Вольфе Ларсене в конце его пути? По книге те дни, часы и минуты Вольфа Ларсена - это самое настоящее падение в личный ад, совмещенное с потерей всех возможностей взаимодействия и контроля над реальностью. В тот момент его можно ненавидеть, можно бояться, можно жалеть, а можно и уважать. Потому что он всего лишь человек, жестокий, но в чем-то и правый, с огромной силой воли, которая бы принесла невероятно много пользы сложись всё иначе. В сериале от всего этого остаётся лишь легкое дуновение...

Последние страницы сценария как и положено разбивают "Призрак" и лишают капитана зрения, но самые напряженные последние эпизоды безмолвного и скованного параличом ожидания конца переписаны для более легкого и быстрого развития событий. Зачем? Неизвестно. Может быть, Уильямс с Баркером не хотели того градуса напряженности, который был у Лондона. Или, что вероятнее всего, так было сделано, чтобы вписаться в заданный хронометраж? Так или иначе минутам перед финальными титрами сопутствуют схожие, но в тоже время и резко отличные, от тех, что можно получить по прочтению книги, эмоциями. Собственно, так обстоит дело и со всем канадо-германским сюжетом...
 

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.