пятница, 13 апреля 2018 г.

"Царь" (2008)

Оригинал взят у isaak_rozovsky в "Царь", 2008, реж. Павел Лунгин

Кинопоиск

Павел Лунгин, как известно, "лицо еврейской национальности". Помню, как увидел кусок документального фильма, в котором его мать рассказывает трогательную историю о похоронах домработницы, жившей и умершей в их семье. Мать Лунгина описывает хлопоты и трудности, выпавшие на долю сына, пока он доставлял тело в глухую (и труднодоступную) деревню, везя одновременно апельсины, спиртное и прочие вещи, чтобы справить поминки "как у людей". Более всего поразило меня в этом рассказе, что на поминках мудрая хозяйка посадила Лунгина за "женский стол", так как справедливо опасалась того, что его типическая внешность станет поводом для пьяного конфликта на национальной почве за "мужским столом". Конфликта удалось избежать и мероприятие прошло относительно пристойно.

К чему это я? А к тому, что, по моему мнению, люди, которых сажают за "женский" стол во избежание национальных трений, не должны касаться некоторых тем - например, интерпретировать один из самых противоречивых и эмоционально насыщенных периодов русской истории, а, главное, рассказывать (и показывать) русским - каковы они с его, Лунгина, точки зрения. И ладно бы он рассказывал о том, что имеет касательство непосредственно к его жизни, как это было в "Такси-блюз" и "В луна-парке". Никто бы ему слова не сказал, а я бы так даже и похвалил.

В неистребимом желании поведать русским об их загадочной душе замечен, разумеется, не только Лунгин, но и сотни его соплеменников. Лично я вижу в этом одну из самых неприятных черт еврейского менталитета - вопиющее дурновкусие. Разумеется, мне могут возразить, что Лунгин и иже с ним чувствуют себя (и являются) частью "русской культуры", носителями "русской души", вне зависимости от того, что думают о них иные "русские по паспорту". И их, как русских, естественно, волнуют проблемы СВОЕЙ истории, СВОЕЙ психологии. Все так, но есть в этом для меня какой-то налет вульгарной бестактности.

А главное доказательство неуместности и обреченности таких стремлений - то, что в результате получается. Ведь "Царь" - это типичный лубок со всеми его неизбежными атрибутами - мишки, юродивые девочки, пыточные принадлежности, иконки, кресты. И, конечно, - кровь. Очччень много крови. Такой "богатый" фильм мог бы снять какой-нибудь американец, нисколько не претендующий на то, что является носителем "русской" души. Так сказать, чистый бизнес и ничего личного. Сравните, например, "Царя" и "Андрея Рублева". И почувствуйте разницу.

По моему мнению, Павел Лунгин - режиссер небесталанный, но беда в том, что его творчество идет по нисходящей - от отличного и неожиданного "Такси-блюз" до рассчитанных на фестивальные призы профессионально выполненных поделок, каковыми считаю "Остров" и "Царя".

И этой "фестивальной" цели служат, увы, даже два великолепных актера. У харАктерного Мамонова - много несомненных достоинств. Его "нестандартная" внешность, пластика, интонации неповторимы, но в творчестве самого актера, увы, превратились в набор штампов, которые он и демонстрирует на протяжении всего фильма. Покойный Янковский, вообще, кажется был приглашен на роль в том же качестве, в каком возглавлял в последние годы чуть ли не все российские фестивали и кинофорумы - а именно, в качестве обладателя счастливой внешности, демонстрирующей столь редкую, но зато безусловную "европейскость".

Словом, в этом фильме я не обнаружил ничего, кроме холодного расчета неглупого человека и режиссера. Верно, сцены насилия с заранее просчитанным эффектом, именно этот эффект и производят на хлипкую зрительскую психику (в том числе, и на мою). Хруст костей и вываливающиеся из живота внутренности "производят впечатление" сами по себе, вне зависимости от качества фильма. А это качество лично я оцениваю жирным минусом.
 

6 комментариев:

  1. Я думаю, что автор не понял замысла режиссера потому, что сам не живет в России. Именно в 2008 году стала подниматься эта темная сила, показанная в фильме. Лунгин снял фильм не о прошлом России, а о настоящем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. национализм и латетентный гомосексуализм автора поста

      Удалить
    2. за фильм не скажу. Не смотрел потому что Грозный не очень мне интересен.
      Но еще в 2006-м (осень кажется) вышел роман-антиутопия Сорокина "День опричника".
      Все все знали уже тогда. Кто хотел знать конечно

      Удалить
  2. Павел Лунгин не принадлежит к числу моих любимых режиссеров, но тезис автора рецензии, что выбирать темы для фильмов режиссеры должны по национальному признаку, вызывает у меня резкое отторжение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда-то один комментатор написал, что в Штатах никто не обращает внимание на национальность, поэтому все живут дружно. Я на это ответил, что дружно они живут как раз потому, что обращают внимание на национальность и учитывают при общении. За интернационализмом обычно скрывается попытка навязать свой культурный код.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.