суббота, 20 августа 2016 г.

"Сказка странствий" (1982)

Оригинал взят у richteur в Сказка странствий, 1982
На излете советского режима, плавно трансформировавшегося из империи лжи в республику вранья, как и во всяком переходном обществе возник своеобразный пересменок, характеризовавшийся относительной свободой слова. У этой свободы, впрочем, были свои границы: перечить официальной идеологии было разрешено, во-первых, лишь в форме аллегории, а во-вторых — только нерусским. Таким образом, сужалась целевая аудитория критики, а сама критика встраивалась в систему и становилась ее органичной частью, то есть, превентивно обезвреживалась. Яркий пример такой нетленки - «Кин-дза-дза» Данелии, которая, вроде как довольно откровенно издевалась над советской властью, но по факту выполняла важную социальную функцию «разрядки смехом», после которой ненавистные «эцилопы» и «господа ПЖ» из реальной жизни начинали казаться зрителю безопасными клоунами... трудно даже представить, сколько бед такое искаженное восприятие принесло несчастным интеллигентам.

«Сказка странствий» - картина примерно о том же самом, только менее известная, менее стильная, менее талантливая. Это, однако, объясняется тем фактом, что «СС» снята на 2 года раньше «КДД» - то есть, вышел такой первый блин. То, что в шедевре Данелии выглядело как «фича» здесь повсеместно смотрится «багом», превращающим зрелище в тотальный трэш. Недоигрывание Миронова и переигрывание Аксюты, адский реквизит, шизофренические диалоги и полная рассогласованность сценария (во многом, впрочем, из-за шрамов от цензуры) лишают «Сказку» художественной ценности, однако остается ценность культурная, многое говорящая об ушедшей советской эпохе.

Итак, действие происходит в некоем средневековом княжестве, которым управляет, почему-то, герцог. Титулы вполне могут быть перепутаны из-за общего низкого уровня культурной компетентности советских, но скорее всего, это сознательный намек на бессвязное государственное устройство СССР, который формально был парламентской республикой, но ни глава президиума Верховного совета («президент»), ни председатель Совета министров («премьер») не обладали и тенью той власти, которой был наделен носитель титула генсека. Хотя из-за этого и возникали серьезные проблемы на международной арене, связанные, например, с тем, что в нормальных странах по дипломатическому протоколу лидерам партий оказывали меньше почета, чем номинальным главам государств. Но вплоть до 90-х годов на это не обращали внимания, продолжая жить в стране дураков.

Одним из героев является мальчик, обладающий даром чувствовать золото на расстоянии — даром, потенциально могущим принести богатство и величие, но на практике трудноприменимым из-за побочного эффекта: близость ценных металлов определяется по дикой головной боли и судорогам тела. Вероятно, это сознательная отсылка к «Обитаемому острову» Стругацких, в котором люди с мало-мальски критическим мышлением определялись по такой же боли во время ежедневных сеансов пропаганды. Параллельно это и напоминание о том, что в советские времена, по сути, любой твой талант оборачивался проблемами для тебя же. Гениальный инженер? Собирай водородную бомбу, изобретай убойные отравляющие газы или перебрасывай воды русских рек для ирригации Чуркменистана. Отличный писатель? Пиши заказуху, клевещи, очерняй. Одаренный музыкант? Пой про ментов и чекистов или, хотя бы стучи на беспечных соратников, будучи штатным осведомителем КГБ при «Ленинградском рок-клубе». Не хочешь служить человеконенавистническим целям советской власти? Тогда живи в нищете, довольствуйся объедками и помни, что тебя в любой момент могут безнаказанно избить и оплевать, а то и прирезать как Домбровского или утопить как Янку Дягилеву.

Вот герои и живут в нищете. Но даже этот осознанный выбор им сделать не разрешают: местные коммунисты похищают парнишку, чтобы с его помощью самим находить клады и жить красиво. Старшая сестра, Марта бросается в погоню, но чуть не окочуривается по пути — спасает ее бродячий лекарь Орландо, неудачно подыскавший себе анатомическое пособие. Он типичный советский интеллигент, трусоватый мямля с нелепыми амбициями, и, в то же самое время готовый агрессивно и настойчиво отстаивать отжившие идеалы — как правило, в самое неподходящее для этого время. Симптоматично, что девчонка, будучи в 3 раза его младше, не испытывает к своему спасителю и невольному спутнику и грамма благодарности и почтения. По сути, она — узнаваемый типаж эмансипированной советской женщины: истеричной стервы, хищно и расчетливо преследующей шкурные интересы под маской альтруизма и заботливости. Поиск брата в определенный момент полностью прекращает ее занимать, превращаясь в способ ездить на шее Орландо, по полной эксплуатируя его чувство вины и долга. Робкие попытки несчастного интеллигента отстоять свое достоинство пресекаются дешевыми манипуляциями, его творческое наследие безжалостно уничтожается, а сам бедолага закономерно сводится в гроб, как были туда сведены коммунистической гендерной политикой миллионы русских мужиков.

Ну, а Марта через 10 лет встречает братишку, доросшего уже до вершин советской иерархии и научившегося использовать свой талант без всякой рефлексии и боли. Но состоявшийся человек ей не интересен, и опять-таки с помощью ряда бабских фокусов героиня будит в родственнике скрытые комплексы и превращает его в забитое управляемое существо, которому снова можно будет прекрасно выносить мозг. Занавес.

Все действо происходит на фоне вполне угадываемых реалий советской жизни: явственной экологической катастрофы, опустошенного мира-помойки, на периферии которого как трупные черви копошатся безумные нефтяники, разжиревшие офицеры, неправые судьи, чекистские палачи и тому подобная нечисть более ста лет превращающая жизнь 150 миллионов русских в кромешный ад. Самое печальное: у большинства даже не было возможности осознать, что они живут в аду, поэтому некие персонажи доживали до седин, совершенно искренне отстаивая «самое лучшее советское детство», «ГОСТовскую колбасу», «благородных сотрудников КГБ», «дружбу народов» и прочие мифологемы. Но сейчас, даже в условиях стремительно схлопывающейся свободы слова и мысли любой может перестать жить с закрытыми глазами и зашитыми ушами. При всей бездарности, «Сказка» - настоящая аллегория советской реальности, являющаяся неоспоримым доказательством того, что нельзя жить так, как нас заставляли и заставляют жить.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.