четверг, 4 августа 2016 г.

"Географ глобус пропил" (2013)

Оригинал взят у kozhevnikov_r в Географ глобус пропил

1 балконКинопоиск

Рекомендация
Жанр:  взрослая, романтическая психодрама-терапия.
Возраст: 25+, для обоих полов, хорошо парами

Рекомендую этот фильм всем людям 25+, испытавших любовь (не влюблённость). Лучшая роль Хабенского, фильм года, возможно, десятилетия. Чувствующим отчуждённость можно поплакать, остальным можно просто посмеяться. Психотерапевтический эффект и заряд бодрости на трудовую неделю.

Это кинопрорыв:
1. Показан реалистичный фильм про Россию и при этом не чернушный. При этом сущностно романтичный фильм. Его ещё будем пересматривать за его светлость и оптимизм.
2. Фильм не про "жизнь до свадьбы" а про "жизнь после свадьбы". Про взрослых людей, про взрослые отношения и проблемы.
3. Фильм открывает героя в русском кино небывалого – не нытика, по-американски энергичного, способного и свершающего поступки.
4. И при всём при этом фильм с юмором и хэппи-эндом.
Ничего подобного у нас не было.
 
2 географ пьёт
Рецензия-разбор для посмотревших

Можно, конечно, посмотреть и до 25, но понравится вам фильм или нет, зависит от того, сопереживали ли вы герою. Либо будете как многие встретившие по одёжке и несовпавшие:
 - Опять чернуха, 90-е, показали нас уродами, и учителя-то у нас, мол, алкаши и матом ругаются. Показали Пермь жопой мира, низачто опозорили, переврали всё.
или:
 - Бытовуха. Мне этого и дома за глаза хватает, ?так зачем я ещё это же на экране буду смотреть.

Думаю, если людей так задело, что они говорят «чернуха/бытовуха», то значит, фильм попал в нерв жизни, значит, задело за живое, а это подтверждение реализма. Это не чернуха, потому что здесь пространство населено людьми, а не бездушными манекенами, здесь есть персонажи с внутренним, нравственным миром. Не чернуха по приёмам съёмки – например, достаточно яркий фильтр цвета плёнки. Например, нигде нет немотивированного насилия и хамства со стороны Служкина – они только ответ на посягательства на его человеческое достоинство и самоуважение – что ещё одно доказательство. Например, эмоционально негативная сцена смягчается появлением в кадре кота Пуджика. Кино не укладывается в старые карты сознания. А это взрослый, романтичный взгляд на жизнь города-милионника. Да, обшарпанного, да, с серым кисилём в небе, да, пропитого, да, проржавленного, да с погорелыми избами, да, увядающего, но вместе с тем в чём-то трогательного, приземистого и ранимого города. Города, где посильно оставаться человеком, возможно любить и иногда быть счастливым.

Это чернуха для людей, живущих в шести закупоренных комнатах: комната офиса, комната автомобиля, комната квартиры, комната кабака, комната интернета, комната фитнеса - эти шесть комнат и являются для них страной. В их жизни они про Служкина знают всё – алкаш и лузер, он в их жизни лишний человек. Я сам поначалу считал примерно также – что он профнепригоден, что он ведёт класс уродов. Только в кульминации и послевкусии мне раскрылись персонажи и мир. Это говорит о том, что найден настолько свежий язык рассказа, что его форма приковывает всё внимание, а содержание доходит после.
3 1 угроза
Итак, в картине показан казённый мир бюджетников, пост-общинный мир России. Лучший друг Будкин пилит пермскую культуру, любит жену Служкина Надю, спит с другими. А Будкина любит Сашенька, воспитательница в детсаде. А ещё есть гаишник Колесников, соседка Ветка, училка Кира. В этом кругу распространено любить одних, а спать с другими. И, вот, посреди этого соёбщества живёт Виктор Служкин – поэтическая натура, Он любит и уважает людей, влюбляется, старается быть счастливым, из кожи вон лезет. При этом сочетая сущностную порядочность и форменное свинство. Да, выпивает. А кто не пьёт? Нет, вы назовите! Выпивонство – признак идентичности русского человека. Пьет, значит, русский, живой, значит неплохой человек. Он умеет жить просто и просто жить.

Он чувствительный, ранимый человек, даже слишком. Для него чувство уважения и достоинства инстинктивная потребность. Как воздух. Вот, Будкин не чувствует чужой влюблённости Сашеньки – и это становится личным переживанием для самого Служкина. Он так прекрасно настроен на своих друзей, что уже предчувствовал развитие, когда Сашенька передавал письмо – он, паясничая, уклонялся от неприятной, задевающей его чувства реакции. Но, влюблённая душа слепа и глуха и всё равно посылает его с любовным письмом к дракону, который, не задумываясь, топит любовный кораблик. Служкин, наша Мать Тереза, так печалится по этому предвиденному поводу, что врёт-обнадёживает Сашеньку. И носит в себе чужую боль, до того момента пока случайно не удаётся косвенно ею поделиться с другим человеком - ученицей Машей – сцена с фоткой «просто ВОДА». Ну, вот,  нехило так жить? Сердца-то на всех не хватит.
4 надя
Своим ёрничеством и выпивкой он защищается от пошлости. Самоустраняется. И хотя он кидает женщин, уклоняется от измен, они продолжают с ним общаться – потому что он не несёт отпечаток их собственных поражений. А он мучается от несовпадений вокруг. Когда любят одних, а спят с другими. Когда любишь «Doors», а танцевать приходится под «Владимирский централ». Когда учился в аспирантуре биофака, а работать приходится не по специальности. Когда ты всё же приходишь учить детей, а они приходят беситься, играть в карты, отбывать повинность, но только не учится. Когда, ощущаешь себя в мире слепых и глухих: взрослые бесчувственно отталкивают от себя влюблённых, ударяют изменами так же, как стадо подростков, которые, забегая в класс, зашибают и затаптывают своих приятелей. Когда друзья тебя не понимают:
 - Я хочу жить как современный святой... Никому не быть залогом счастья.
а в ответ:
 - Это что, не трахаться?
Когда от всего этого захлёстывает чувство одиночества. Отчуждение. Когда жизнь человека не принадлежит ему, всё идёт не так как хочется, и не чувствуешь, что способен  контролировать свою жизнь. Когда даже своими чувствами невозможно управлять.

Когда… а главное – его больше не любит жена. А он её любит, и жить без неё и дочки Таты не может. А жена не любит его уже давно, и не спит с ним. Только пилит. Несовпадение любви и долга. Говорят у героя кризис среднего возраста. Но это у Нади Служкиной этот кризис, а не у него. Она переоценивает брак, которым раньше была довольна. Сначала сравнивает Виктора с другими мужчинами на словах, потом сравнивает на деле, а в итоге остаётся с мужем. Успешный самец ей не нужен. Она во многом того же поля ягода, что и Виктор, за то и любила когда-то, хотя и ныне переоценила свой прежний идеальный образ мужа. И, возможно, жизнь кое-как налаживается.
5 комбин
- А почему так много фильмов заканчивается свадьбой?
жена
Это психотерапевтический фильм. Это «Необыкновенная судьба Амели Пулен» – 2. Это «Амели» после свадьбы. Для тех, кто уже давно за медовой рекой брака и светофильтры его взгляда на жизнь несколько запылились. Если вам было плохо, а в Служкине вы почувствовали братское сердце, то в конце вам станет лучше. Потому что вы увидите, что не одиноки. Вы сочувствуете географу, вы сочувствуете себе. Это романтика не влюблённости, это романтика любви как судьбы, почвы. Не сказочный яркий Монмартр, а недвижный Затон и по-суровому красивая Усьва. Про «Амели» тоже судили по одёжке – мол, какой милый, розовый, девчачий фильм. Хотя там есть жёсткий каркас психотерапии «Как преодолеть одиночество». Чувствуется, что Географ сохранил и даже укрепил свои юношеские идеалы. Пронёс через года, как говорится. Кинороман нас поддерживает: оставайся человеком, оставайся чутким к другим, будь способен слушать, не лгать, сочувствовать, прощать, отпускать, помогать, не предавать. И эта твоя внутренняя опора не подведёт тебя.

Амели, отчаявшись от одиночества, в один случайный день решает посвятить свою жизнь служению людям. Она, словно ангел-хранитель, возвращает воспоминания детства, мстит хамовитому обидчику за оскорбление достоинства продавца. Она, как маленький невидимый человечек, домовёнок, путешествует с папиным гномом по миру. Как амур зажигает страсть и соединяет людей. Географ также посвящает себя людям, объявляя «Я хочу жить как современный святой». Он служит почтовым голубем для любовной переписки, дарит алкоголь случайному рыбаку, отпускает жену к любовнику – потому что они, возможно, любят друг друга, удовлетворяет соседку, всех прощает, берёт детей в поход, пытается им передать красоту и любовь к миру-родине. Географ центр своей маленькой вселенной. Его любит дочь, от него не уходит жена, вокруг него собираются ученики, его хотят женщины. Фильм оптимистичный и в фильме есть движение к лучшему состоянию. И, после всего, главная заслуга – это фильм, вдохновляющий на жизнь.
6 глобус
Раскрою еще, что несёт в себе название ленты. «Географ глобус пропил» - это эдакая декларация антиглобализма, самоценности и уникальности всего локального. Инстинкт сознания всегда создаёт из мира карту - упрощённую, унифицированную модель. Большая часть информации поступающей к нам через глаза отфильтровывается мозгом и не воспринимается сознанием, для сознания подаётся только важное, остальное в схематичной форме. Поведение человека, привычки и выражение себя рутинно-повторимы. И то, что когда-то было впервые и перегружало мозг, разъярчало восприятие становится ежедневным и сонным. Настоящее становится картой: возлюбленная становится женой, любовь долгом, уют бытом, увлечение становится офисной рутиной. По карте выходит, что Пермь – это жопа мира, а Служкин – алкаш, лузер и тряпка. Но потакание инстинкту сознания омертвляет жизнь, индивидуальность отцветает. Карта/глобус это хорошо, помогает жить, но также важна и реальность – та самая Кама и Усьва, о которых и в учебнике ничего нет. Тот самый единичный человек Виктор Служкин, единичная Сашенька, единичный Градусов. Локальное/индивидуальное – самоценно и уникально, не заменяемо картой. Так и Виктор Служкин – локальный, живой человек не хочет заменяться на функцию/карту «квартира, машина и хер в поларшина», не быть заквалифицированным. Он индивидуальность и требует, чтоб эту индивидуальность в нём видели и уважали другие. Он стремится жить так, чтобы не иметь карты, не встраиваться в структуру, не уснуть душой. А жить искренне значит жить ранимо. «Географ глобус пропил» это отказ, уход от серийности, типажности, взаимозаменяемости, иерархичности, общеликости. Питиё это оптимальный способ уклонения и паузы от мира. Перемежить питиё юмором уже удел культурных людей. Свобода от карты. «Я свободен от любви, от вражды и от молвы, от предсказанной судьбы и от земных оков, от зла и от добра». Скрытая романтика фильма: характер Служкина передаётся и через его квартиру – она угловая в доме – как-бы говоря «моя хата сбоку». А сам герой, которому тесно в рамках общества, часто проводит время даже сбоку свой боковой квартиры – на балконе, на открытом воздухе, у самого острия балконных плит, как на носу корабля. Он в конце курит чай, чтоб почувствовать себя со школьниками. И в этом есть кратковременное преодоление одиночества, миг счастья.
Не ждать учителей, а жить своей жизнью. Уникальность и самоценность каждой человеческой жизни. В системе координат «Географа» нет градаций победитель-проигравший. Эта картина говорит зрителю «Твоя жизнь ценна и уникальна сама по себе. Тебе не надо её покупать, заслуживать или копировать у других».
7 сплав

«Его же посадят за мертвых детей»
из фильма
«Дитя – отец мужчины»
Водсворт

В отличие от диванных инфантилов «Полётов во сне» и «Отпуска в сентябре», «Осеннего марафона», «Иронии судьбы» Служкин взрослый, трезвый и бодрый человек. И он свершает поступки, Служкин - герой. Это мировой/голливудский уровень, это творческая работа с подсознанием, психикой массового зрителя настраивающего его на позитивный лад, дающая ему сил. ?Почему зрители любят американское кино: потому что там персонажам удаётся достойно и счастливо жить и достигать поставленных целей. В отличие от прошлых мужских телом и женских душой персонажей русского кино, Служкин – мужской персонаж, героический, с американской энергией. Именно он проводит инициацию – сплав, - подростков во взрослую жизнь. Переходный, мистический опыт добывается только в очищенном от картографированной городской жизни месте – белом пятне пустыни Усьвы. Инициация - переход во взрослую жизнь, переход в новый возраст, личностный рост – один из центральных мотивов Голливуда. Весь казённый учебный год не сделал детей старше, ответственнее. В походе «отцы» впервые увидели мир не через браузер, не через камеру телефона, реально чего-то хотели и платили за это, работали в коллективе, отвечали за себя, даже рисковали собой за других, осознали себя. С ними этот поход навсегда. Виктор им показывает не карту, а мир. В картах он проигрывает. Другой поступок - инициация Маши. Он не занимается с ней любовью, именно потому, что любит её. Теперь она посвящена во взрослую жизнь – она прошла свою первую любовь, из которой она получила не психотравму, а здоровый образец на всю жизнь. В случае секса у неё бы заложился блядский шаблон Саши-Ветки-Киры: любить не тех, с кем спишь. Дитя – отец мужчины. Он учитель, творец, он создаёт поколение-97. На последней ноте, уничтожая себя как учителя, он их учит свободе, совести и прощению. Хэппи-энд. В этом кроется секрет того, почему фильм заканчивается светлым ощущением, что все беды в жизни и смуты в душе героя миновали. Не припомню более героев-творцов в русской кинотрадиции. Это прорыв русского кино на взрослый, мужской уровень. Не так давно в русском кино изобрели секс, и, вот, теперь изобрели мужчину.

Стоит поправиться, что Служкин оказывается учителем жизни не специально, а стечением обстоятельств. Удивительно до чего мало он может контролировать. Он себя-то контролирует с переменным успехом: с одной стороны сознательно и усилием воли не поддался искушению с Машей, но в то же время поддался искушению с Градусовым и нажрался до поросячего визга и всех подставил. Он прекрасно чувствует горечь песни «Его же посадят за мёртвых детей». Тут и про мёртвых телом и про мёртвых душой – ответственность за воспитание нового поколения. Он и дочку свою уже подводил, когда забыл её в садике, поддавшись волне гормонов. Он не является залогом счастья для Маши, залогом жизненного опыта для своих детей 10-го «А». Счастье, опыт взросления не рецептны, не серийны, а во многом случайны и путь к ним лежит всегда через ошибки. Он кругом делает ошибки, но при всём при том он не опускает руки, не сдаётся, не предаёт себя, сопереживает людям и только поэтому выигрывает. Хотя всё время на грани, того чтобы сдаться, слиться. Он умудряется быть счастливым в жизни, которую почти не контролирует. Он слаб телом, но силён духом. Живёт как из последних сил, но полной грудью. В его жизни много ошибок, но жизнь его не ошибочна. И этим он поддерживает сопереживающего и видящего в нём себя зрителя. Даёт силы быть несовершенным и счастливым, не изменяя себе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.