Оригинал взят у rassudkin в Эйфория. Постановщик Иван Вырыпаев. 2006 год.
Кинопоиск
Все смешалось в доме Облонских. Это очень странно - назвать любовь эйфорией. Иван Вырыпаев перепутал совсем разные чувства и выдал одно за другое. Якобы любовь - это обманка.
Впрочем, настоящая обманка в картине есть. Герои фильма с рождения жили, не приходя в сознание по общей схеме и вдруг обнаружили, что у них есть душа. Что свою, а не чужую жизнь они могут прожить только друг с другом. Но Вера и Павел не предвидели, что приход в чувство и сознание наказуем теми, у кого есть только чувство "все как у людей", чувство "не хуже других" и чувство собственности. счастье обманом привело их прямиком к смерти.
"Эйфория" - картина не только о любви или совсем не о любви. Она о пробуждении своего "я". Иван Вырыпаев говорил, что снял античную трагедию. В античном мире люди тоже на заре становления.
Вспоминается совсем другой фильм Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь". Где герой тоже не предвидел последствий открытия СВОЕГО дела и реализации СВОИХ способностей. Он впал в эйфорию и не заметил обманки.
Время внушает режиссерам этот неосознанный мотив - уход от общего коллективного советского колхоза к , казалось бы, индивидуальной реализации при капитализме, в т.ч. рождению собственных, без внутренней цензуры, мыслей, чувств, взглядов на жизнь. Но - выходит, нет капитализма, нет индивидуальной реализации. Та же советская волосатая лапа в виде гос.мафии, либо пьяно-коллективного бессознательного уничтожает честного индивидуалиста. Это абсолютно неизбежно. Это рок. Античная трагедия для нас всегда современна. Сегодня в ее интерпретации прослеживаются такие мотивы, возможно, помимо авторской воли.
"Эйфория" - картина не только о любви или совсем не о любви. Она о пробуждении своего "я". Иван Вырыпаев говорил, что снял античную трагедию. В античном мире люди тоже на заре становления.
Вспоминается совсем другой фильм Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь". Где герой тоже не предвидел последствий открытия СВОЕГО дела и реализации СВОИХ способностей. Он впал в эйфорию и не заметил обманки.
Время внушает режиссерам этот неосознанный мотив - уход от общего коллективного советского колхоза к , казалось бы, индивидуальной реализации при капитализме, в т.ч. рождению собственных, без внутренней цензуры, мыслей, чувств, взглядов на жизнь. Но - выходит, нет капитализма, нет индивидуальной реализации. Та же советская волосатая лапа в виде гос.мафии, либо пьяно-коллективного бессознательного уничтожает честного индивидуалиста. Это абсолютно неизбежно. Это рок. Античная трагедия для нас всегда современна. Сегодня в ее интерпретации прослеживаются такие мотивы, возможно, помимо авторской воли.
Надо подчеркнуть, что индивидуалист - не всегда честный, но честный почти всегда индивидуалист. Вот и в фильме "Дурак": огромное пьяно-коллективное бессознательное - и один индивидуалист поневоле, по причине своей трезвости и честности. ( На мой взгляд, краски в фильме "Дурак" сгущены. Режиссер имеет право на гиперболизацию, но, что касается изображения в картине жизни в коммуналке-общежитии - в реальности народ там вообще ничем не отличается от владельцев квартир. Более того, именно счастливые обладатели отдельных квартир наводят поклеп на обитателей общежитий с целью повысить свой неформальный рейтинг - путем понижения рейтинга другой социальной группы. В точности по методу, описанному в анекдоте про русских в аду, которые друг друга в яму сталкивают.)
И фильм "Как я провел этим летом" - там тоже грубая усредненность пытается либо всецело подчинить либо уничтожить человека и слабее себя, и с более чувствительной душой, и более открытого к новому.
В Советском Союзе элита спокойно жила себе в стороне от жизни, никто не собирался ее уничтожать - ее просто не печатали и слишком высоко не пускали. Чтобы никто не подумал, что она лучше верховной псевдоэлиты. Пения своим голосом вообще не допускалось.
А тут разрешили поднимать голову - но, оказалось, это шутка. Та же совдеповская лапа вкручивает голову обратно в общее корыто. Такая шутка-обманка - сквозной мотив многих современных фильмов.
В "Эйфории" Вера и Павел несколько отличаются от окружения - они добрее, умнее, тонко чувствуют. Тут все железно логично и просто - никаких загадок любви: Вера уходит от своего зомби-изувера к нормальному Павлу - гораздо более близкому ей по характеру. Вообще, сюжет прост, банален и схематичен. И герои больше типы, чем люди, индивидуальность в них только начинает вдруг проявляться. В фильмах Хичкока меньше индивидуального человека, а больше психологического типа, но там люди не на заре становления своего "я". На мой взгляд, это общий признак фильмов, которые называют фильмами новой волны.
И фильм "Как я провел этим летом" - там тоже грубая усредненность пытается либо всецело подчинить либо уничтожить человека и слабее себя, и с более чувствительной душой, и более открытого к новому.
В Советском Союзе элита спокойно жила себе в стороне от жизни, никто не собирался ее уничтожать - ее просто не печатали и слишком высоко не пускали. Чтобы никто не подумал, что она лучше верховной псевдоэлиты. Пения своим голосом вообще не допускалось.
А тут разрешили поднимать голову - но, оказалось, это шутка. Та же совдеповская лапа вкручивает голову обратно в общее корыто. Такая шутка-обманка - сквозной мотив многих современных фильмов.
В "Эйфории" Вера и Павел несколько отличаются от окружения - они добрее, умнее, тонко чувствуют. Тут все железно логично и просто - никаких загадок любви: Вера уходит от своего зомби-изувера к нормальному Павлу - гораздо более близкому ей по характеру. Вообще, сюжет прост, банален и схематичен. И герои больше типы, чем люди, индивидуальность в них только начинает вдруг проявляться. В фильмах Хичкока меньше индивидуального человека, а больше психологического типа, но там люди не на заре становления своего "я". На мой взгляд, это общий признак фильмов, которые называют фильмами новой волны.
К примеру, "Долгая счастливая жизнь" и "Левиафан" перекликаются по сюжету, но "Левиафан" не относится к новой волне по причине развившихся вневременных индивидуальностей и особенной неординарной жизненной ситуации. В "Левиафане" - запутанные отношения в любовном треугольнике, хрупкая непрочная дружба с двойным дном, гипербандитский тип мэра и яркие внешнеповеденчески-контрастные прокурор и судья, батюшка, на голубом глазу подводящий под бандитизм христианскую основу - все окрашено в ярко-своеобразную палитру.
А в новой волне - герои только проснулись для поисков своего места в мире. В них нет ничего бьющего в глаза, гипертрофированного, выдающегося, развившегося. И сюжет - буднично-банальный и всем хорошо известный. Цель авторов - проанализировать, что происходит с людьми в таком избитом сюжете в жизни. Потому что до них - эта банальность в современности не исследована.
Герои как будто проснулись после коллективного советского Союза и почувствовали себя - свое назначение, свою судьбу. Реализация своей божественной сути им чрезвычайно важна. Как у Леонида Андреева в рассказе "Ленька на даче" - смертельно выжны были для мальчика детские игры, в этом была его душа, его развитие, в этом был он сам и Бог в нем.
Очень выразителен эпизод , когда Вера и Павел целеустремленно тащат лодку к реке. Им тоже смертельно важно осуществить свой план совместного будущего. Павел берет белые одежды для себя и Веры - в белых одеждах либо умирают, либо венчаются.
Но оказывается. их планы - лишь эйфория, обман, наших героев убивает животно-коллективное бессознательное.
Кстати, о животных. Стадо коров в картине - прекрасно, каждая корова - совершенство и индивидуальность. Как и в античном мифе, животные участвуют в событиях и отождествляются с человеком. Одна из множества аллегорий в фильме - убита корова, чуть отставшая от стада, чуть свернувшая в сторону, чтобы с любопытством взглянуть на мир.
Фильм простой, красочный и наивный, как греческий миф. Иван Вырыпаев не зря говорил, что поставил античную трагедию. Главные герои - два загорелых полубога, один с черными кудрями, другой - с соломенным солнцем на голове. Движения и жесты всех персонажей нарочитостью и прямолинейностью иногда напоминают роспись на греческих кувшинах. Актеры много играют жестами и мало говорят.
В древнегреческой музыке почти нет мелодии, но она прекрасна - это гармония, которая бывает только на заре, в самом начале, при пробуждении. И хотя после нее были Моцарт и Бах, античная музыка так же совершенна, как ваза с ласточкой, не смотря на то, что после вазы с ласточкой была вся европейская живопись. Если бы в Древней Греции была мелодия в современном понимании - музыка там походила бы на музыку в "Эйфории": густо-восточную, с примесью простоватой деревенщины.
А в новой волне - герои только проснулись для поисков своего места в мире. В них нет ничего бьющего в глаза, гипертрофированного, выдающегося, развившегося. И сюжет - буднично-банальный и всем хорошо известный. Цель авторов - проанализировать, что происходит с людьми в таком избитом сюжете в жизни. Потому что до них - эта банальность в современности не исследована.
Герои как будто проснулись после коллективного советского Союза и почувствовали себя - свое назначение, свою судьбу. Реализация своей божественной сути им чрезвычайно важна. Как у Леонида Андреева в рассказе "Ленька на даче" - смертельно выжны были для мальчика детские игры, в этом была его душа, его развитие, в этом был он сам и Бог в нем.
Очень выразителен эпизод , когда Вера и Павел целеустремленно тащат лодку к реке. Им тоже смертельно важно осуществить свой план совместного будущего. Павел берет белые одежды для себя и Веры - в белых одеждах либо умирают, либо венчаются.
Но оказывается. их планы - лишь эйфория, обман, наших героев убивает животно-коллективное бессознательное.
Кстати, о животных. Стадо коров в картине - прекрасно, каждая корова - совершенство и индивидуальность. Как и в античном мифе, животные участвуют в событиях и отождествляются с человеком. Одна из множества аллегорий в фильме - убита корова, чуть отставшая от стада, чуть свернувшая в сторону, чтобы с любопытством взглянуть на мир.
Фильм простой, красочный и наивный, как греческий миф. Иван Вырыпаев не зря говорил, что поставил античную трагедию. Главные герои - два загорелых полубога, один с черными кудрями, другой - с соломенным солнцем на голове. Движения и жесты всех персонажей нарочитостью и прямолинейностью иногда напоминают роспись на греческих кувшинах. Актеры много играют жестами и мало говорят.
В древнегреческой музыке почти нет мелодии, но она прекрасна - это гармония, которая бывает только на заре, в самом начале, при пробуждении. И хотя после нее были Моцарт и Бах, античная музыка так же совершенна, как ваза с ласточкой, не смотря на то, что после вазы с ласточкой была вся европейская живопись. Если бы в Древней Греции была мелодия в современном понимании - музыка там походила бы на музыку в "Эйфории": густо-восточную, с примесью простоватой деревенщины.
Ирина Степанова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.