пятница, 25 сентября 2020 г.

"День гнева" (1943)

Оригинал взят у Dmitry Vilchik в (без темы)
Карл-Теодор Дрейер. Сейчас мне трудно представить, что еще несколько лет назад я не знал этого имени. Его «Слово» относится к наиболее сильным «кинопотрясениям» последнего времени. И вот, еще один фильм Дрейера – «День гнева». Фильм, снятый в 1943-м, в годы фашистской оккупации Дании. 

Трудно писать об этой картине. Как и обо всяком глубоком произведении – слишком много в нем ВСЕГО, слишком тяжело сформулировать какие-то свои соображения… А потом все равно выяснится, что самое главное и важное ты или упустил или просто его невозможно выразить словами… 

17-й век, «охота на ведьм»... Честный, по-своему – хороший и даже добрый, глубоко верующий человек, отправляет ведьм на костер. Как нам к нему относиться? Ведь не лицемер, не карьерист какой-нибудь, не садист… Делает человек своё дело. То, что предписано ему Святой Церковью. Да, что там Церковью – самим Господом! Ну, он "так слышит". 

Невольно думаешь: а сейчас, в наши дни, сколько их – искренне заблуждающихся и творящих зло? А сам ты, чего доброго, не такой? Что есть проклятие? Колдовство или что-то «менее волшебное», но тем не менее – обладающее реальной силой? 

Совсем недавно, в связи со все не отпускающим меня отменным фильмом Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант», подумалось - может ли любовь нести зло? И если может – любовь ли это? «День гнева» - «тут, как тут». Не дает забыть и этот вопрос. 

При всем обилии «проклятых» (прямо, по Достоевскому) вопросов – в фильме еще и интересный сюжет, изобилующий неожиданными поворотами. Сдержанная, медлительная, минималистская, я бы сказал - сугубо протестантская, манера повествования. Неоднозначность героев. И ворох мыслей, которые сталкиваются между собой и «требуют быть обдуманными». 
Могучее кино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.