четверг, 24 сентября 2020 г.

"Человек, который застрелил Либерти Вэланса" (1962)



Почему Джон Форд снимал хорошие вестерны? Потому что он любил мир "Старого Запада", относился к нему с теплотой и нежностью (хотя иногда и переступая грань сентиментальности). Это не стрелялки Леоне. И смотря фильмы Форда, зритель становится сопричастным этой любви. Форду приятно в этом мире и он вновь и вновь воссоздает его с изобретательностью и вдохновением. Этот фильм тоже очень хороший, с притчевым сюжетом и гармоничной структурой, но уступает лучшим фильмам Форда. Здесь слабее чувствуется настоящая жизнь, больше элементов стилизации. Но, все таки, фильм очень хороший, я поставил его в моей пятерке лучших вестернов (кстати там оказалось три фильма Форда). Вновь прекрасная игра Джона Уэйна. 

Форд нарисовал картину конца "Дикого Запада" и превращения его в цивилизованную часть Соединенных Штатов. Не случайно фильм начинается с похорон героя Уэйна, символа старого мира. Эти первые минуты по-моему лучшие в фильме, они наиболее живые, с пронзительным чувством ностальгии. Символом новой Америки стал герой нелюбимого мною Джеймса Стюарта, однако здесь такой типаж оказался очень на месте.
 

Символичен и любовный треугольник, где слабый герой Стюарта побеждает могучего героя Уэйна, время которого прошло. Но прежде чем покинуть сцену герой Уэйна должен очистить ее от дикости "Дикого Запада", убив звероподобного Либерти Вэланса (Ли Марвин), еще одного символического персонажа. 


Однако в мифическом пространстве Либерти Вэланса убил именно герой Стюарта, новая жизнь уничтожила и старых злодеев и старых героев. 

Ну и наконец, не могу не отметить Энди Дивайна, создавшего удивительный образ трусливого маршала с огромным пузом, тонким голоском и игривой походкой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.