Оригинал взят у e_bolshakov в «Восхождение», к/ф Ларисы Шепитько
«Восхождение» (1976) — фильм кинорежиссера Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова «Сотников». Вне всякого сомнения, я видел его еще в детстве, но это было совсем не то впечатление, что сейчас. «Восхождение» находится на уровне большого кино, его смысл тяжело понять в 12-14 лет.
Фильм этот замечателен во всех отношениях: с точки зрения режиссуры (Л. Шепитько), содержания (В.Быков, сценарий Ю. Клепикова и Л. Шепитько), игры актеров (В. Гостюхин, Солоницын, Б. Плотников), музыки (А. Шнитке), операторской работы (В. Чухнов).
Помню, все в том же детстве была расхожая шутка: «Идет ежик в каске. Не смешно, зато про войну». Она высмеивала ситуацию, когда тема войны cлужила оправданием любой, даже самой бездарной, ничтожной с художественной точки зрения работы, будь то песня, кино или стихи, да что угодно. Так вот «Восхождение» совсем не тот случай, наоборот, в художественном отношении это произведение высшего порядка. В нем много оригинальных, емких, точных деталей, говорящих больше самого пространного диалога.
Так, например, в эпизоде, когда Рыбак и раненный Сотников вваливаются в первую попавшуюся избу, камера тут же выхватывает лежащие детские игрушки, становится сразу понятно, что здесь есть дети, их оказывается трое, и если ты хоть что-то знаешь о том, как велась та война, какие были порядки на оккупированной территории, какими мерами немцы боролись с партизанами, то тебе не нужно объяснять, какую роковую ошибку они совершили, зайдя в этот дом, какое несчастье они принесли.
Другой мимолетный эпизод (поразивший меня в этот раз) происходит в момент допроса. Следом за Сотниковым вводят Рыбака, сквозняк сносит со стола следователя лист бумаги, и Рыбак делает машинальное движение чтобы поднять его, ловит себя на нем и останавливается... Но этого достаточно, чтобы Портнов (следователь) раскусил его натуру.
Такого рода находок, решений в фильме множество, нет смысла их здесь перечислять. Немаловажным же аспектом «Восхождения», о которым стоит сказать, мне показалось то обстоятельство, что война в нем не главное действующее лицо, речь не только о ней, она служит декорацией, пусть важной, но фильм не просто об ужасах войны, а о человеке, его выборе, внутренних переживаниях, духе, смысле жизни. В этом отношении фильм хорошо передает свойство исходного материала, повести Быкова, чья проза подчеркнуто экзистенциальна и не ставит своей главной целью описание феноменальной стороны военного времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.