вторник, 22 сентября 2020 г.

"Прачечная" (2019)



Эллен Мартин, путешествуя на пароме со своим мужем, попадает в аварию. Муж тонет, а ей теперь предстоит разобраться с финансовой стороной возмещения ущерба, но здесь кроется подвох. Владельцы парома сами оказались заложниками собственной скупости. Приобретённая ими страховка оказывается зарегистрирована в фирме-пустышке и они не могут получить деньги за произошедший инцидент. Пожилая дама Эллен Мартин пытается докопаться до ключевых виновников и делает она это скорее от отчаяния, нежели от искреннего желания помочь самой себе. 

По мере раскручивания сложных финансовых махинаций, всплывают не только пострадавшие простые налогоплательщики, но и хитрые богачи, которые избегают больших потерь. Так например один бизнесмен избавляется от финансовых притязаний своей жены, которой он изменял, вручив ей контрольный пакет акций компании-пустышки. 

 Среди всех этих небольших эпизодов мошенничества, укрывания мошенничества и подставных компаний, через которые отмываются деньги, чётко проступают две фигуры обаятельных джентльменов Юргена Моссака и Рамона Фонсека, которые под корень разрушают четвертую стену и рассказывают зрителю о внутренней кухне отмывания денег. Именно они становятся связующим звеном во всех рассказанных историях, правда уловить их участие в каждом отдельном случае крайне затруднительно. Они подобны серым кардиналам, которые чаще светят лицом перед крупными заказчиками, а вся чёрная работа достаётся случайной секретарше, на которую могут быть оформлены три сотни фирм-однодневок. 

Сценарий скачет по историям маленьких людей и очень искренне переживает за каждого облапошенного персонажа. От подобного издевательства сердце сжимается, но где-то в глубине ты понимаешь, что таких историй полно, а посочувствовать каждому не получится от слова совсем. Вот и смотришь фильм просто как наглядную демонстрацию несовершенства современной экономической системы, в которой возможно выписывать такие вензеля. 


В своём новом фильме Стивен Содерберг поднимает крайне любопытную тему - отмывание денег и забота о богачах. Чаще всего в кино этот аспект затрагивается по касательной - мол, есть незаконные деньги, которые нужно отмыть, чтобы потом использовать со спокойной душой и совестью и чтобы ни закон, ни налоговики не подкопались. Тем интереснее наблюдать за тем, как такую сложную, большую и комплексную тему раскрывают авторы фильма, пытаясь доступным языком объяснить ключевые моменты масштабного механизма. Ключевым моментом становится разбивка повествования на отдельные истории, в которых есть герой, тем или иным способом оказавшийся втянут в тему отмывания денег. Авторы бодро переключаются между персонажами и тянут ниточки всё ближе и ближе к основным персонажам, щеголяющим в роскошных смокингах, а между делом ломающим четвёртую стену. 

На самом деле осветить все аспекты озвученной тематики в рамках одного фильма практически нереально, но даже то, что в конечном итоге получилось, вызывает приятное чувство удивления. В первую очередь поражаешься именно смелости авторов, которые открыто критикуют текущее положение вещей. Буквально недавно подобной смелостью щеголял Эдвард Нортон в своём "Сиротском бруклине", а теперь вот Стивен Содерберг с ватагой непоследних голливудских звёзд рассуждает о финансовой стороне современной жизни богачей. В финале так и звучит вопрос "Доколе это будет продолжаться?". Молчаливые титры служат ответом. 

Гари Олдман и Антонио Бандерас, сыгравшие Юргена Моссака и Рамона Фонсека соответственно, оттягивают на себя большую часть зрительского внимания. С улыбкой на устах и бокалом коктейля в руке, они обращаются напрямую к зрителю и большую часть времени занимаются тем, что обращают происходящие печальные события в шутку. Мол, это не мы такие, а мир такой. И именно больше всего бьёт по восприятию. Кино критикует существующий порядок вещей, насмехается над ним, и никогда не превращает в серьёзную проблему. Как, например, обсуждая офшорные счета, персонажи Олдмана и Бандераса веселятся, упоминая, что и у режиссёра, и у сценариста этого фильма тоже есть счета в офшорах - разве это делает их плохими людьми? 

Мэрил Стрип, сыгравшая Эллен Мартин, выглядит как главный герой всей этой вакханалии, но слишком уж часто авторы оставляют её с драматичным выражением лица, и возвращаются лишь когда в её жизни снова начинает происходить что-то интересное по их мнению. Именно в её слова сценаристы вкладывают ключевую критику существующего порядка вещей, а следом позволяют ей выйти за пределы четвёртой стены, чтобы стать гласом сознания, кричащего в пустоту. 


 Кроме них, можно отметить эпизодические роли Роберта Патрика и Дэвида Швиммера, Мэтью Куирка и Джеффри Райта, Шэрон Стоун и Джеймса Кромуэлл, но все они появляются в одном-двух эпизодах, а после пары фраз исчезают в закоулках небольших эпизодов о мошенничествах. Так что их участие скорее формальное, чтобы можно было побольше знакомых имён указать в титрах, нежели важное для истории. 

"Прачечная" может похвастаться отличным актёрским составом, шикарной режиссурой и интересными пересекающимися сюжетными ветками, образующими комплексное дерево повествования, на которое приятно смотреть. Взявшись за сложную и откровенно сухую тему финансовых махинаций, авторы фильма попытались весело и бодро разжевать и положить её в рот рядовому зрителю. Отчасти идея сработала - теперь всегда есть шанс понять принцип действия и даже уловить подвох, но в сухом остатке остаётся громкая критика существующего режима, которая дальше экрана не уходит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.