воскресенье, 3 февраля 2019 г.

"Дети Дон-Кихота" (1966)

Оригинал взят у marie_bitok в Уроки мужественности

Кинопоиск

Что мы должны знать о мужском характере? Перечислять, из чего он формируется или состоит, пожалуй, бесполезно. Не только потому, что это чаще всего лишь стереотипы и шаблоны, но еще и потому, что ответ каждый раз разный, зависящий от конкретного мужчины. Не на каждого наденешь стереотип, но это не умаляет его мужественности.

В 1966 году режиссер Евгений Карелов рассказал удивительную историю о мужестве и мужественности, раскрыв тему с неожиданной стороны. Его картина «Дети Дон-Кихота» - это лиричное повествование о том, что значит быть отцом. В блестящем сценарии Нины Фоминой выстроен гармоничный ансамбль героев, идеально сочетаются ирония и лирика, пафос и простота. А режиссерское мастерство превратило эту историю в очень сокровенную картину: словно бы фильм снят именно для тебя и только тебе доверена какая-то очень светлая и обнадеживающая истина о мире.

История взаимоотношений отца (Анатолий Папанов) с тремя сыновьями – это история не только о том, что он умеет найти подход к каждому из них, жить их проблемами и научить решать их. Но, что еще важнее, хотя и спрятано в подтекст, это путь воспитания мужчины, формирования мужественности. И встретивший свою любовь Виктор, и стоящий на пороге профессионального самоопределения Дима, и сбегающий на борьбу с империализмом пионер Юра – каждый из них принимает от главного героя какой-то урок, необходимый ему именно сейчас и примиряющий его с тем, что кажется несправедливостью жизни. Именно такие вещи передаются по цепочке, которая называется «от отца к сыну». И даже самый младший в этой семье – новорожденный Алеша узнает что-то очень важное, может быть, именно ему отец раскрывает главный секрет мироздания: нет ничего сильнее доброты и ничего важнее любящего сердца. Мужественный – это тот, кто не боится их отдавать, не боится быть нежным, может быть даже слабым, но никогда не будет подлым, изворотливым, бесчестным.

При том удивительном слиянии актерского состава (Владимир Коренев, Лев Прыгунов, Андрей Бельянинов, Вера Орлова, Наталья Фатеева, Наталья Седых, Николай Парфенов) в какой-то неповторимый оркестр характеров и образов, «Дети Дон-Кихота» стал бенефисом Анатолия Дмитриевича Папанова – великого артиста советского театра и кино. Человека сложной судьбы, и артиста уникального дарования. Лишь со свойственной ему мягкостью можно было исполнить роль доктора Бондаренко так, чтобы зрителю он ни разу не показался ни жалким, ни смешным. Веришь ведь не только словам, которые он говорит, но и тому, как он их говорит – своим узнаваемым тембром, чуть низковатым голосом. Веришь его взгляду – открытому, как будто бы немного смущенному. Веришь даже в его сутулость. И так в каждой роли, однако здесь, в этом фильме, есть иллюзия, что артист и его герой сливаются, и это создает какое-то особое притяжение, все то же ощущение сокровенности.
«Дети Дон-Кихота» - картина, не отмеченная какими-то громкими наградами, не овеянная легендами и воспоминаниями. Может быть, именно поэтому ей удается оставаться свежей и важной для зрителя. Ей удается рассказать нам что-то такое о мире, что жизнь вновь влюбляет в себя, обещая быть прекрасной и окружать тебя удивительными людьми.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.