Оригинал взят у f_famar в 癫佬正传 (История безумного человека) 1986
Кинопоиск
Только слабоумный персонаж фильма Дерека И мог дать фильму название «Лунатики». Мы с Гуглопереводчиком провели небольшие изыскания – их результат в заголовке поста. «История безумного человека» отдаёт двусмысленностью: в фильме рассказаны истории нескольких сумасшедших - в заголовке упомянут один, напрашивается главный герой фильма – соц.работник, чью жизнь большинство из нас сочли бы безумием.
К 30-летнему юбилею фильма расейская власть подарила ему актуальность, а моё прихотливое подсознание возжелало посмотреть «Лунатиков» именно сейчас. Слышали о сокращении числа коек в психдиспансерах? о переводе психических больных на домашнее лечение (когда они сами приходят в поликлинику за таблетками и на осмотр психотерапевта)? Последствия новой политики показывает этот фильм. Я слышала, что японцы не изолируют своих сумасшедших: те гуляют по улицам и всеобщая дружба, любовь, печеньки. Не верила. Китайцы, конечно, не японцы, - воспитание не то, тем более в Гонконге.
Итак, в Гонконге психическим больным (далее «психам», извините) оказывают неотложную помощь и выписывают домой. Родные, не будь дурные, за это время меняют квартиру. Психи оказываются на улице или в трущобах, далее за ними приглядывают соц.работники – раз в месяц обходящие свою паству. Это работа подвижников, почти святых, как Цуй – герой фильма И. Цуй любит психов, помогает и поддерживает до последнего.
Написала три абзаца и досадую на свою неуклюжесть, никак не дойду до главного: «История безумного человека» - легко смотрится, не драматизирует, напротив, Дереку И удаётся разгрузить мрачную социальную тему. (Я ведь бегу от фильмов про психов, как от чумы, а этот смотрела с удовольствием).
Фильм начинается как игра – комедия с сумасшедшими, обывателями и трусливыми копами (дико и странно, что полиция не стремится бить по мордам в любом удобном случае). Постепенно появляются нотки грусти, сюжет построен, как психологическая воронка: обстоятельный обход территории Цуем и знакомство с чудесатыми чудиками, к каждому Цуй имеет подход (курьёзы, курьёзы), я расслабляюсь почти до умиления. Но у шизофреника Цуена кончается ремиссия, быстро нарастают симптомы – и вот добрый и мягкий молодой отец сидит в группе детского сада, окровавленный с тесаком в руках – а вокруг дети, дети, дети. Воронка сужается катастрофически быстро, захваченный ею не успевает осознать – ульк! Это нельзя назвать плохим концом, трагическим концом – финал закономерен (нет, хочется воскликнуть: «Как же так!», отмотать назад, зажать порезанную артерию). Всё так: святой должен погибнуть от руки своего невинного дитя, не ведающего, что творит. Благая смерть.
Короткий, динамичный, лаконичный фильм. Я много узнала о китайском юморе: актёры играют психов так, что непонятно – они дурачатся или это режиссёрская установка, или оба вместе. Их переход от скоморошества к выражению тонких чувств мгновенен, неуловим.
Чоу Юн Фат – узнаваем и прекрасен, Тони Люн – неузнаваемо дебилен (я не узнала любимого актёра – стыдища). Единственный персонаж, который мешает мне объявить фильм шедевром, – журналистка Лау. Она выглядит балластом, не тянет на преемника Цуя, – персонаж без характера, не считая глупости. Теряюсь в догадках, зачем она Дереку И, когда даже на эпизодическую пианистку он потратил больше пороха.
До «Истории сумасшедшего человека» я была уверена, что место психов – в изоляции на огромном прекрасном острове, с молодым, высокооплачиваемым персоналом, или как у Ф.Дика – на отдельной от нормальных планете. Фильм И переубедил меня – я хочу, чтобы они жили среди нас, готовая платить цену кровью (как американцы – за право носить оружие). Хотя, казалось бы, фильм доказывает противоположное. Не спрашивайте, чьей кровью, чьим здоровьем – кровь всегда абстрактна, иначе гуманизм ничем не отличался бы от фашизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.