четверг, 7 февраля 2019 г.

"Барри Линдон" (1975)

Кинопоиск


Хроника жизни одного джентльмена, достигшего в 1760-х небывалых высот, но не из-за тех достоинств, которыми он действительно обладал. Дуэлянт, картёжник и злой гений для одних, добрый ангел для других, а истина, как обычно, где-то в другой стороне.

Читала Википедию, много думала.

1) Кубрик такой же невменяемый реконструктор, как и Дрейер. Так ли нужна фиксация на достоверности деталей (оценить которые может примерно 0,07 всех зрителей), если всё равно кто-то углядит в интерьере XVIII века картинку с паровозом? По мне, так и гладковыбритое лицо солдата уже повод для вопросов.


2) Одна из обласканных кинокритикой фишек "Барри Линдона" - супер-гипер-сложные новаторские съёмки при свечах. Как бы обязана поразиться цене объективов для съёмок в сумерках без подсветки - три штуки по миллиону долларов, и это в 1970-х, когда миллион стоил чуть ли не как нынешние десять! - но снова подумала о Дрейере, для которого не существовало святынь в вопросах расходования бюджета. Ах да, есть же ещё какая-то фишка в сцене при свече у Тарковского в "Андрее Рублеве"... но не помню, в чём там соль, давно смотрела. На самом деле, последний раз интерес к проблемам неэлектрического освещения в кадре испытала, наблюдая за пассами Бэрримора под крышей Баскервиль-холла.

3) Едва фильм вышел, критики придрались к мотивациям героя. Их претензии сейчас вызывают только недоумение, однако попортить кровь автору наверняка успели. Думаю, Кубрик просчитался, когда устроил из двухлетних съёмок тайну для всех-всех-всех. Приятный сюрприз хотел сделать, наверное. Конечно, это высокобюджетный фильм от признанного мастера, априори не провальный, но без некоторого пиара всё равно не обойтись. Нельзя скрывать от кинокритиков, чего им ждать, отзывы-то они в печать отдают сразу после премьеры, профессия такая. И вот все подготовились, как могли, дружно прочли сравнительно слабый роман У.М.Теккерея, где Редмонд Барри ещё тот проходимец и беспринципный стяжатель, а в кино увидели историю о нравственном человеке среднего ума, пробующем себя в системе социальных ценностей середины XVIII столетия. Они просто не успели перестроиться и отрефлексировать, вот и понаписали наутро всякую чушь. Я их не виню, я бы тоже растерялась, тем более, если бы разозлилась на Кубрика за напрасную пытку Теккереем.

Помнится, несколько лет назад при первом просмотре вообще не заметила (клянусь!), что Барри Линдон - не имя и фамилия, а двойная фамилия, где ирландское Барри звучит скромно, а английское Линдон всеми шестью буквами кричит о богатстве и месте в высшем обществе. То есть, у Кубрика в названии фильма поставлены рядом нечто простое, полученное по праву рождения, и нечто вычурное, добытое ради понтов, - можно сказать, уравненные в правах состояния человеческой души. У Теккерея книга названа The Luck of Barry Lyndon ("Карьера/Удача Барри Линдона"), и это, согласитесь, далеко не то же самое. Но кто бы мне это объяснил несколько лет назад.


Главгерой изумителен. Ни одного злого поступка за всю карьеру, но некоторые современники объявили его чуть ли не мессией зла на земле и именно этим вызвали к жизни... нет, не мессию зла, само собой. Максимум, растерянного падшего ангела. В любом случае, иногда главгерой бывал дураком, но никогда подлецом. Таков многоликий XVIII век, делавший из мальчиков мужчин какими-то извилистыми путями. Парень учился не плевать против ветра истории, и что-нибудь из этого всегда выходило, но не всегда так, как ему бы понравилось.

Три часа, и вся духовная биография. Закадровый авторский голос не отказывал себе в иронии над одной профуканной, но всё равно интересной жизнью. Да, куда более профуканной и куда более интересной, чем у большинства из нас.

Юнец Редмонд Барри сперва был простым сельским джентльменом из уважаемой, но резко обедневшей ирландской провинциальной семьи,
...и пытался стать романтическим трубадуром и дуэлянтом, - но выяснил, что в вопросах трубадурства и побивания соперников всё решают женщины,
...поэтому подался в солдаты, - но статус английского солдата в годы Семилетней войны оказался несовместим со статусом джентльмена,
...потом пришлось немножко побыть прусским офицером, - это единичный эпизод, к тому же провальный, - потом снова солдатом, но уже прусским, зато весьма героическим, даже с воинскими наградами,
...довелось побыть и агентом под прикрытием, - но это ради общения с хорошим человеком, а не ради денег,
...потом карточным шулером, - и здесь, наконец-то, возмужавшего героя ждал успех. Впрочем, если везёт в карты, народная мудрость велит не обольщаться насчёт любви. Но в карты-то он плутовал, так что...
...Редмонд решился сделать ход конём и воплотил в жизнь принцип "полюбить, так королеву, а украсть, так миллион". Кража миллиона заняла ещё некоторое время, а там, глядишь, и время итогов подоспело.



Кубрик не пожалел усилий на экранизацию соответствующей живописи. Даже если вы никогда, допустим, не разглядывали репродукций на цветных вкладках журнала "Огонёк", скриншоты "Барри Линдона" сделают вас интуитивным знатоком стилей XVIII века - от сентиментализма до Хогарта, не меньше.


Оригинал взят у Ljudmilla Ternikova в (без темы)

Давно откладывала, как это у меня нередко водится, просмотр очень известного фильма Стэнли Кубрика "Барри Линдон", снятый им в 1975 году, в первую очередь, из-за хронометража - фильм длится 3 ч.05 мин.. И вот вчера я все-таки посмотрела этот фильм, который, безусловно, оказался заслуживающим внимания. Говорят, Кубрик экранизировал этот не самый знаменитый плутовской роман Уильяма Теккерея The "Luck of Barry Lyndon" ("Удача Барри Линдона", который я встречала под названием "Карьера Барри Линдона") по причине того, что "глубокие романы невозможно без существенных потерь преобразовать в двух- или трёхчасовой фильм". К экранизации он отнесся очень скрупулезно и попытался сохранить историчность фона и изображения, что ему, по заключению специалистов, прекрасно удалось, хотя роман он слегка "подредактировал".

Молодой ирландский парень Редмонд Барри, выросший после убийства на дуэли отца в обедневшей семье, выглядит сначала довольно неиспорченным, влюбленным без памяти в свою довольно ветреную кузину, которая хотя и флиртует с ним, но замуж за него выходить не собирается, поскольку он нищ, а сама она бесприданница. И вот когда на горизонте вырисовывается потенциальный жених, а Барри не хочет отступиться, его просто элементарно обманывают, инсценировав гибель соперника на дуэли, после чего выпроваживают его под предлогом спасения. Вот тут и начинаются его злоключения. Попав от безвыходности ситуации сначала в одну армию, а потом в другую (армия изображена предельно отрицательно, а бои выглядят просто расстрелами солдат), он в конце концов сбегает и оттуда, и из полиции, куда его взяли для выполнения особого поручения, и начинает профессионально заниматься игрой. Барри и в жизни пытается мухлевать, но далеко не всегда у него это хорошо получается. Он все время стремится стать настоящим джентльменом, в конце концов он даже удачно женится, но и на этом поприще его в конце концов ожидает крах, причем в большой степени по его собственной вине, а также и трагедия - он теряет единственного человека, которого он слепо любит, - собственного сына. В конце концов он возвращается практически к тому же состоянию, с которого начал. Как говорится в слогане фильма: «At long last Redmond Barry became a gentleman -- and that was his tragedy» - «В конце концов Редмонд Барри стал джентльменом - и это было его трагедией».

В главной роли актер Райан О’Нил, которого я хорошо помню по отличному фильму Питера Богдановича "Бумажная луна", где он играл мошенника, роль Барри Линдона, конечно, более значительная, но в той роли, откровенно говоря, он мне даже больше понравился.

Теккерей, а за ним и Кубрик изображают действительность того времени совсем не в комплиментарных тонах, а в весьма неприглядных, что лишает фильм всяческого украшательства и сентиментальности, благодаря чему он смотрится не так, как множество лент на историческую тематику.

5 комментариев:

  1. отличный разбор. спасибо
    надо посмотреть фильм. раза два-три принимался и как-то всё не осиливал...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже никак не могу заставить себя посмотреть этот фильм. "Доктор Стреджлав" уже одолел, а вот на "Барри Линдон" какое-то странное предубеждение.

      Удалить
  2. вообще вот Кубрик тем примечателен что не снимал 2 фильма с одной темой и даже с одними методами работы.
    Как то я Боуи назвал Кубриком от музыки :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фильмы Кубрика мне напоминают кинооперы. "Одиссея" в этом смысле предельное воплощение этого жанра.

      Удалить
    2. не могу сказать что хорошо знаю жизнь Кубрика но он говорил что многому учился у Эйзенштейна.
      "Одиссея" это такой космический Броненосец Потемкин :)
      Режиссерское кино где все персонажи второстепенные.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.