Оригинал взят у Максим Антоненко в Фильм Клауса Хярё "Письма отцу Якобу"
Кинопоиск
"Письма отцу Якобу" (Postia pappi Jaakobille) - третий в кинематографической истории моей жизни финский фильм, после "Гавра" Аки Каурисмяки и "Года волка" Олли Саарелы. Теперь я уже точно могу сказать, что финны знают толк в хорошем кино. Каурисмяки, Сааарела и Хярё - совершенно непохожие и даже далёкие друг от друга люди и режиссёры, но каждый из них умеет создавать настоящие кинокартины, вводящие зрителя в мир искусства и духа. Клаус Хярё - сравнительно молодой режиссёр, однако он уже успел заявить о себе и в Европе, и за её пределами: дважды он получал хрустального медведя на Берлинском кинофестивале - за коротометражку "Ночной полёт" в 2000-м и за полноформатную "Элину" в 2003-м. "Письма отцу Якобу" был выдвинут Финляндией в качестве национального кандидата на "Оскар" в 2009-м, однако смог взять награды лишь на второ- и третьестепенных фестивалях в Руане, аргентинской Мар-Дель-Плате, Таллине и Каире. Оно и неудивительно - фильм откровенно религиозный, да ещё и замешанный не на "общечеловеческих ценностях", а на лютеранской догматике.
Фильм в течение 74 минут рассказывает и показывает небольшой фрагмент из жизни двух очень разных людей - отправленного на покой слепого лютеранского пастора Якоба и амнистированной после 12-летнего тюремного заключения Лейлы. Тюремное начальство, выпуская Лейлу на свободу, предложило ей крышу над головой и кусок хлеба в доме отца Якоба, который нуждался в помощи для ведения переписки с многочисленными респондентами со всей Финляндии. Так Бог свёл Лейлу и отца Якоба. В общем-то, никаких ярких событий в фильме не происходит. За исключением двух. Отцу Якобу, который поначалу предстаёт в привычной для русских роли молитвенника и заступника униженных и оскорблённых, однажды перестают приходить письма. А Лейла, удручённая бесперспективностью своей жизни, пытается покончить с собой.
Так оба они однажды оказываются на краю пропасти. Отец Якоб впадает в панику и задаётся вопросом: "Кому, в конце концов, нужен старый слепой священник?" Вопрос Лейлы, когда-то убившей человека, ничуть не легче: "Возможно ли прощение для таких, как я?" Храм в глухой деревне стоит заброшенным, крыша в доме отца Якоба прохудилась, сгустились тучи и настала пора дождей. В этой низшей точке, на дне отчаяния, когда Лейла лезет в петлю, отец Якоб совершает в пустом храме Евхаристию и приобщается к Телу и Крови Христа. Таинство становится переломным событием в этой короткой истории. Нет, письма не посыпались как из рога изобилия, их по-прежнему нет. И Лейла тоже не может отменить своё прошлое. Меняется что-то другое. Открывается иная перспектива видения себя и своей жизни. Лейла узнаёт, что с отцом Якобом переписывается её сестра, которая её по-прежнему любит и ждёт. В конце тоннеля загорается свет верности, любви и прощения. Вручая ей письма сестры, отец Якоб даёт ответ на мучительный вопрос Лейлы о прощении: "Невозможное человеку возможно Богу". И сам он, мнивший себя заступником людей и слугой Божьим, тоже получает ответ на свой вопрос: "Все эти письма, Лейла… Я думал, что делаю всё это для Него. Но, может, всё было наоборот? Может быть, всё это было для меня? Может, это был его способ поддерживать меня? Направлять меня домой?"
Прощение и милость Бога. Нищета всякого, даже самого праведного и доброго, человека. Собственно, в этом послании и заключается бескомпромиссное лютеранство фильма Клауса Хярё. Наши добрые дела, которые, как нам кажется, мы совершаем для Бога и ближних - в действительности деяния Самого Бога, адресованные нам самим. "Мы нищие. Воистину это так!" - это были последние слова Мартина Лютера перед смертью. Отец Якоб, переживший откровение своей нищеты и неистощимой благости и мудрости Бога, тоже умирает в этом блаженном сознании. Путь земной жизни христианина - путь от славы к уничижению, от богатства к нищете, от силы к немощи. Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас (Ис. 64. 6). Бог ведёт тех, кого любит, к уничижению, и нищете, и немощи - чтобы явились слава, и богатство, и сила Божии.
Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало февраля.
Кинопоиск
"Письма отцу Якобу" (Postia pappi Jaakobille) - третий в кинематографической истории моей жизни финский фильм, после "Гавра" Аки Каурисмяки и "Года волка" Олли Саарелы. Теперь я уже точно могу сказать, что финны знают толк в хорошем кино. Каурисмяки, Сааарела и Хярё - совершенно непохожие и даже далёкие друг от друга люди и режиссёры, но каждый из них умеет создавать настоящие кинокартины, вводящие зрителя в мир искусства и духа. Клаус Хярё - сравнительно молодой режиссёр, однако он уже успел заявить о себе и в Европе, и за её пределами: дважды он получал хрустального медведя на Берлинском кинофестивале - за коротометражку "Ночной полёт" в 2000-м и за полноформатную "Элину" в 2003-м. "Письма отцу Якобу" был выдвинут Финляндией в качестве национального кандидата на "Оскар" в 2009-м, однако смог взять награды лишь на второ- и третьестепенных фестивалях в Руане, аргентинской Мар-Дель-Плате, Таллине и Каире. Оно и неудивительно - фильм откровенно религиозный, да ещё и замешанный не на "общечеловеческих ценностях", а на лютеранской догматике.
Фильм в течение 74 минут рассказывает и показывает небольшой фрагмент из жизни двух очень разных людей - отправленного на покой слепого лютеранского пастора Якоба и амнистированной после 12-летнего тюремного заключения Лейлы. Тюремное начальство, выпуская Лейлу на свободу, предложило ей крышу над головой и кусок хлеба в доме отца Якоба, который нуждался в помощи для ведения переписки с многочисленными респондентами со всей Финляндии. Так Бог свёл Лейлу и отца Якоба. В общем-то, никаких ярких событий в фильме не происходит. За исключением двух. Отцу Якобу, который поначалу предстаёт в привычной для русских роли молитвенника и заступника униженных и оскорблённых, однажды перестают приходить письма. А Лейла, удручённая бесперспективностью своей жизни, пытается покончить с собой.
Так оба они однажды оказываются на краю пропасти. Отец Якоб впадает в панику и задаётся вопросом: "Кому, в конце концов, нужен старый слепой священник?" Вопрос Лейлы, когда-то убившей человека, ничуть не легче: "Возможно ли прощение для таких, как я?" Храм в глухой деревне стоит заброшенным, крыша в доме отца Якоба прохудилась, сгустились тучи и настала пора дождей. В этой низшей точке, на дне отчаяния, когда Лейла лезет в петлю, отец Якоб совершает в пустом храме Евхаристию и приобщается к Телу и Крови Христа. Таинство становится переломным событием в этой короткой истории. Нет, письма не посыпались как из рога изобилия, их по-прежнему нет. И Лейла тоже не может отменить своё прошлое. Меняется что-то другое. Открывается иная перспектива видения себя и своей жизни. Лейла узнаёт, что с отцом Якобом переписывается её сестра, которая её по-прежнему любит и ждёт. В конце тоннеля загорается свет верности, любви и прощения. Вручая ей письма сестры, отец Якоб даёт ответ на мучительный вопрос Лейлы о прощении: "Невозможное человеку возможно Богу". И сам он, мнивший себя заступником людей и слугой Божьим, тоже получает ответ на свой вопрос: "Все эти письма, Лейла… Я думал, что делаю всё это для Него. Но, может, всё было наоборот? Может быть, всё это было для меня? Может, это был его способ поддерживать меня? Направлять меня домой?"
Прощение и милость Бога. Нищета всякого, даже самого праведного и доброго, человека. Собственно, в этом послании и заключается бескомпромиссное лютеранство фильма Клауса Хярё. Наши добрые дела, которые, как нам кажется, мы совершаем для Бога и ближних - в действительности деяния Самого Бога, адресованные нам самим. "Мы нищие. Воистину это так!" - это были последние слова Мартина Лютера перед смертью. Отец Якоб, переживший откровение своей нищеты и неистощимой благости и мудрости Бога, тоже умирает в этом блаженном сознании. Путь земной жизни христианина - путь от славы к уничижению, от богатства к нищете, от силы к немощи. Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас (Ис. 64. 6). Бог ведёт тех, кого любит, к уничижению, и нищете, и немощи - чтобы явились слава, и богатство, и сила Божии.
Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало февраля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.