вторник, 26 февраля 2019 г.

"Долина пчел" (1967)

Кинопоиск


Ставка Творца на тварь рискованна. Если библейская история об изгнании из Рая началась с яблока, то фильм Влачила начался с корзины летучих мышей, подаренных на свадьбу.. Так и здесь - отец вспылил, разгневался, ударил сына о стену, потом, как водится, отошел от гнева, раскаялся и пообещал отдать сына Богу, в искупление собственных грехов. То есть мы имеем дело с перевертышем – с гностическим Демиургом, лже-Творцом, неподлинного мира. Так начинается путь Ондржея в монастырь, где он впервые увидит море, наденет белый плащ с крестом, смирится ненадолго, а потом бежит. Вначале неуверенно, как убегает от хозяина преданная собака, но все-таки двигаясь по прямому курсу, ведомый этим своим собачьим чутьем и человечьим упрямством. По его следу идет другой монах. Этот как раз уверенный – в том, что отступника необходимо остановить, вернуть, переубедить, спася тем самым душу брата. Но каждый шаг по родной для одного и чужой для другого земле, вносит небольшие корректировки в их настроения и только обостряет конфликт. И каждый знает, что следующим после грехопадения библейским сюжетом было не спасение, а братоубийство.

Километры намотанные по родной земле и Ондржей приходит к замку уже окончательно пропитавшись витальной ее силой. Жизнь упряма, она пробивается и процарапывается через любые толщи, даже пчелы возвращаются на место разоренного улья и возводят его заново. Вот он и возводит, плюет на все навязанные из вне условности и обеты – «итак уж долго меня этим кормили» дескать, и окунается с головой в естественную жизнь.. Умер хозяин замка (давайте даже напишем это даже так – «Хозяин Замка», на манер одного земляка Влачила, возьмем на себя такую смелость), а мачеха, еще молодая баба, сходит с ума от одиночества. Эта неуничтожимость жизни и воля завораживают героя, опьяняют его, в то время, как его товарищ впадает в думы совсем другого рода и все не из разряда позитивных.


Что люди порочны и склонны ко злу, а Церковь – продажна. Что земным миром правит какая-то недобрая сила. Почему лучшие умирают, а худшие живут до старости? Почему человеку, живущему по принципам тяжелее, чем людям принципов не имеющих вовсе? Почему молчит Бог? Почему ощущение отсутствия, оставленности? То есть у него серьезные вопросы к мироустройству и к человеческой природе, как его части и тут вспоминается Бергман с «Девичьим источником» и «Андрей Рублев» Тарковского, с поправкой на то, что Влачил рисует мир, где ни живительный источник не пробьет, ни колокол не прозвучит. И пока с главным героем происходит тоже самое, что с мальчиком, который нарушал заповеди, а ему за это нечего не было, из известного рассказа Марка Твена, его брат во Христе приходит к парадоксальному выводу - грехи должны уничтожатся даже ценой жизни их носителей. А виновны все. Даже маленькие дети не невинны, а носят в себе зерно порока, первородный грех - эдемский. Короче, плохи все, лучше бы этих всех не было, над землей «остались петь ангелы», а для этого нужно самому стать Ангелом-истребителем.»


Беда в том, что этот герой совсем не Ангел-истребитель и идея, продвигаемая режиссером понятна – откуда ненависть, откуда мизантропия, откуда нелюбовь, откуда зло, откуда все это? А все от бессилия и тщетности, все от невозможности. Вера в отсутствие возможности другой веры все и определяет. Собаки в конце концов - те же звери, почти волки, только одомашненные. Ставки сделаны, ставок больше нет.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.