Оригинал взят у galina_guzhvina в В. Абдрашитов. "Слово для защиты"
Кинопоиск
Как и любое фундаментальное культурное явление, советский кинематограф много занимался приручением извечных, архетипических символов и, как известно, дошел до совершенства на данном поприще (как, впрочем, и в переводе этих символов на понятный широкому зрителю язык), создав свою, пусть несколько местечковую, но основательную и вполне самостоятельную мифологию, не скудеющую от цитирований, а напротив, обогащающуюся за их счет. Так, осознание молодой женщиной своей женской природы, воплощенное в европейской религиозной и изобразительной культуре сюжетом Благовещения, в нашем кино не раз передавалось при помощи следующего одновременно оригинального и прозрачного приема: зрителю показывали героиню (стоящую на каком-либо жизненном перепутье) погруженной в себя, задумавшейся под какую-нибудь трогательную радиопередачу для самых маленьких, идущую в качестве звукового фона. Прелесть что такое, эта интерпретация ангелов и голубя - духа святого...
Конечно, мотив варьировался - в основном следуя эмоционально по нисходящей, от щедро, без остатка влюбленной героини Дорониной в натансоновском "Еще раз про любовь", через Лену-Уралову в "Июльском дожде" - сомневающуюся в любимом, но все-таки глубоко чувствующую, и к Ирине-адвокату Галины Яцкиной в "Слове для защиты" - женщине, деловито примеривающей при этом платье к свадьбе (событию, к которому она плывет по воле волн, в то время как ее влюбленные предшественницы своих мужчин сподвигали к нему с трудом и скрипом - забавное наблюдение!), и слушающей не голос сердца, а почти буквально те самые детские голоса, а еще точнее - тикание своих биологических часов.
Ирина в начале фильма живет с "нормальной температурой" (как метко определяет это состояние подлец Федяев), не зная накала страстей, незаметно и постепенно остудив даже тот юношеский запал, который, судя по любительской кинозаписи, и в ней горел в определенном возрасте. Она успешна, в высшей степени благополучна, прагматична (о, в меру, разумеется, ровно настолько, чтобы и повода не дать назвать себя мещанкой!), не лишена интеллигентской рефлексии, самоиронии (и интеллигентской страсти к самокопаниям), но в целом прекрасно уравновешена. И вот по воле случая из практики ей приходится взглянуть в такие бездны, о существовании которых она в своем благополучии и не подозревала. Бездны в душе простой, необразованной женщины, молодой женщины, ее ровесницы. И в безднах -драгоценные залежи такой бескорыстной, такой самозабвенной, такой жертвенной любви, что о нее, как об алмаз, тупится и ломается лезвие любого логического умозаключения, любого аргумента, оперирующего понятиями достоинства, гордости, самосохранения, не говоря уже об обыденной адвокатской казуистике. Такая любовь выше любых соображений чести, рядом с ней подобные соображения мельчают, девальвируются. И Ирина тонет в этом омуте. Раз перейдя в систему координат своей подзащитной Вали (блистательно сыгранной Мариной Нееловой), она не в состоянии вернуться обратно, в свой прилизанный, выхолощенный, благополучный мирок. Ощущение полноты жизни и чувств, которое она прозревает в этой на первой взгляд обычной женщине и к которому сама она в известной степени приобщается, делают ее неспособной жить дальше с нормальной температурой. Уютный муж в уютном доме кажутся компромиссом, предательством своей женской природы, созданной для большего, для лучшего.
Однако, умница Абдрашитов намеренно оставляет финал открытым - не в смысле событийном, разумеется, здесь-то как раз все ясно, а в смысле оценок психологических мотиваций Ирины. Реакция на случившееся ее отца - человека пожившего, опытного, несомненно разбирающегося в людях - не может не навести на определенные раздумья. Не оказалась ли Ирина слишком эмоциональной и внушаемой? Не была ли ее реакция слишком истеричной, спонтанной, необдуманной? Оказалась ли она, в конце концов, достаточно профессиональной как адвокат, допустив подзащитную так близко, внутренне позволив ей влиять на свою судьбу, да еще так кардинально? И не является ли ее решимость отныне гореть самой и светить другим лишь красивой иллюзией, самообманом? Способна ли она на это? Ведь жизнь не такая уж и большая...
Кинопоиск
Как и любое фундаментальное культурное явление, советский кинематограф много занимался приручением извечных, архетипических символов и, как известно, дошел до совершенства на данном поприще (как, впрочем, и в переводе этих символов на понятный широкому зрителю язык), создав свою, пусть несколько местечковую, но основательную и вполне самостоятельную мифологию, не скудеющую от цитирований, а напротив, обогащающуюся за их счет. Так, осознание молодой женщиной своей женской природы, воплощенное в европейской религиозной и изобразительной культуре сюжетом Благовещения, в нашем кино не раз передавалось при помощи следующего одновременно оригинального и прозрачного приема: зрителю показывали героиню (стоящую на каком-либо жизненном перепутье) погруженной в себя, задумавшейся под какую-нибудь трогательную радиопередачу для самых маленьких, идущую в качестве звукового фона. Прелесть что такое, эта интерпретация ангелов и голубя - духа святого...
Конечно, мотив варьировался - в основном следуя эмоционально по нисходящей, от щедро, без остатка влюбленной героини Дорониной в натансоновском "Еще раз про любовь", через Лену-Уралову в "Июльском дожде" - сомневающуюся в любимом, но все-таки глубоко чувствующую, и к Ирине-адвокату Галины Яцкиной в "Слове для защиты" - женщине, деловито примеривающей при этом платье к свадьбе (событию, к которому она плывет по воле волн, в то время как ее влюбленные предшественницы своих мужчин сподвигали к нему с трудом и скрипом - забавное наблюдение!), и слушающей не голос сердца, а почти буквально те самые детские голоса, а еще точнее - тикание своих биологических часов.
Ирина в начале фильма живет с "нормальной температурой" (как метко определяет это состояние подлец Федяев), не зная накала страстей, незаметно и постепенно остудив даже тот юношеский запал, который, судя по любительской кинозаписи, и в ней горел в определенном возрасте. Она успешна, в высшей степени благополучна, прагматична (о, в меру, разумеется, ровно настолько, чтобы и повода не дать назвать себя мещанкой!), не лишена интеллигентской рефлексии, самоиронии (и интеллигентской страсти к самокопаниям), но в целом прекрасно уравновешена. И вот по воле случая из практики ей приходится взглянуть в такие бездны, о существовании которых она в своем благополучии и не подозревала. Бездны в душе простой, необразованной женщины, молодой женщины, ее ровесницы. И в безднах -драгоценные залежи такой бескорыстной, такой самозабвенной, такой жертвенной любви, что о нее, как об алмаз, тупится и ломается лезвие любого логического умозаключения, любого аргумента, оперирующего понятиями достоинства, гордости, самосохранения, не говоря уже об обыденной адвокатской казуистике. Такая любовь выше любых соображений чести, рядом с ней подобные соображения мельчают, девальвируются. И Ирина тонет в этом омуте. Раз перейдя в систему координат своей подзащитной Вали (блистательно сыгранной Мариной Нееловой), она не в состоянии вернуться обратно, в свой прилизанный, выхолощенный, благополучный мирок. Ощущение полноты жизни и чувств, которое она прозревает в этой на первой взгляд обычной женщине и к которому сама она в известной степени приобщается, делают ее неспособной жить дальше с нормальной температурой. Уютный муж в уютном доме кажутся компромиссом, предательством своей женской природы, созданной для большего, для лучшего.
Однако, умница Абдрашитов намеренно оставляет финал открытым - не в смысле событийном, разумеется, здесь-то как раз все ясно, а в смысле оценок психологических мотиваций Ирины. Реакция на случившееся ее отца - человека пожившего, опытного, несомненно разбирающегося в людях - не может не навести на определенные раздумья. Не оказалась ли Ирина слишком эмоциональной и внушаемой? Не была ли ее реакция слишком истеричной, спонтанной, необдуманной? Оказалась ли она, в конце концов, достаточно профессиональной как адвокат, допустив подзащитную так близко, внутренне позволив ей влиять на свою судьбу, да еще так кардинально? И не является ли ее решимость отныне гореть самой и светить другим лишь красивой иллюзией, самообманом? Способна ли она на это? Ведь жизнь не такая уж и большая...
Рецензия опубликована на месяц позже, так как предыдущая шла в паре с другой рецензией и была пропущена по невнимательности. Приношу извинения автору и постараюсь больше не повторять такие ошибки.
ОтветитьУдалитьМало того, что Мосфильм сделал невозможным просмотр советских фильмов за пределами Ютюб, так он еще втиснул их в широкий формат, обрезав сверху и снизу. Похоже, что Шахназаров не успокоится, пока не уничтожит память о советском кинематографе.
ОтветитьУдалитьКроме советских фильмов, которые я никогда не видел, есть также те, которые я смотрел в детстве, когда увиденное на экране оставляло только эмоциональный след без какого-либо понимания происходящего. "Слово для защиты" относится именно к такой категории фильмов. Я хорошо помню, что смотрел его, помню гнетущее ощущение безысходности и отчаяния, которое он оставил. Но только после вчерашнего просмотра мне стала понятна причина этих эмоций. Кстати, из рецензии тоже нельзя понять, почему героиня Нееловой Галина так поступила. А без понимания причины ее поступка нельзя понять, почему она продолжала любить такое ничтожество. Причина в запредельной бесчеловечности любимого ею человека. Его отношение к ней настолько чудовищно, что психика просто не в состоянии это выдержать. Поэтому и ее попытка убить их обоих, и ее нежелание признать, что человек, которого она любила - полное ничтожество, - две стороны одной медали.
ОтветитьУдалитьТакой же защитный механизм срабатывал в психике советского человека при упоминании сталинских репрессий. Их чудовищная бесчеловечность блокировала возможность адекватного восприятия. И так же, как героиня Нееловой, простой советский обыватель сбегал от невыносимой правды жизни в сладкие грезы соцреализма. Поэтому фильм Абдрашитова и Миндадзе - это драма не одного человека, а целой страны, жители которой разделились на тех, кому "все дозволено", и тех, с кем они поступают так, как пожелают.
Несомненно, авторы фильма сочувствуют героине Нееловой, но созданный ими образ напоминает нам о русской культурной традиции изображать добрых людей или идиотами, или юродивыми. Ирина, адвокат Галины Яцкиной, в заключительной сцене бросает своего жениха, тем самым переходя на сторону "юродивых". Слова ее отца о том, что жизнь не такая уж большая, служат напоминанием о той реальности, в которой разворачиваются события фильма. Год рождения обоих героинь 1947-й, так что отцу Ирины хорошо известно, насколько короткой может быть жизнь.
Если сравнить этот фильм с фильмом Ройзмана "Странная женщина" (1977), то становится понятно, что так называемый отказ от брака без любви был эвфемизмом эпохи развитого социализма, в который мутировал нонконформизм "шестидесятников". Правда, дальнейшая мутация этого принципа привела к обычным беспорядочным половым связям.
это ступень эмансипации женщины. Она уже не боится позора и не выходит замуж за того кто ее совратил.
УдалитьА вот сама выбирать себе мужа по прежнему не может :) Получает что дают. Эпоха развитого социализма рекордная по незаконнорожденным детям. Сам я один из таких.
А вот в штатовском кинематографе незаконные дети вообще не фигурируют. Не помню ни одного фильма.
А мне кажется, что у американцев есть целое направление в кино о матерях-одиночках. Навскидку сразу приходит на память Брокович.
Удалитьвот что-то мимо меня прошло. Брокович я помню, но у она точно не была разведенной или вдовой?
УдалитьВ предыдущем комментарии не прошла ссылка на лекцию Ольги Седаковой "Дружба со злом", в которой она говорит о русской традиции изображать добрых людей идиотами и юродивыми.
ОтветитьУдалитьБыло бы интересно узнать мнение участников Группы о других работах авторов...
ОтветитьУдалитьЕще пару рецензий можно найти, кликнув по имени авторов под рецензией.
Удалить