воскресенье, 25 марта 2018 г.

"Колесо чудес" (2017)

Оригинал взят у marie_bitok в Чехов с Кони-Айленда

Кинопоиск

Вуди Аллен – это такой своеобразный пароль, по которому безошибочно определяешь близких по духу. В провинциальных кинотеатрах, программа которых в лучшем случае навевает скуку на среднестатистического киномана, очередной алленовский фильм – это глоток воздуха, потому что дает возможность насладиться настоящим кино на настоящем экране.

«Колесо чудес» (2017) не стало исключением, даже несмотря на скандал, разгоревшийся вокруг имени режиссера непосредственно перед началом проката. Все же, мы консервативны в своих пристрастиях: это касается не только новых имен, но и старых – мы не можем легко и быстро отпустить в вакуум нелюбви то, к чему были долго привязаны. В этом консерватизме в данном случае есть рациональное зерно: Вуди Аллен для нас – в большей степени режиссер и в меньшей – человек, мы оцениваем его по тому, что он снимает и как. Поэтому и любим скорее не его самого, а его произведения, его фильмы. А они все заслуживают внимания, и за редким исключением это блестящие работы. Словом, «Колесо чудес» показано к просмотру в обязательном порядке.

Кинокритики уже сравнили его с «Энни Холл», но лично мне фильм напомнил скорее недавний «Жасмин» - не только в сюжетном повороте и некоторых нюансах настроения, но прежде всего в решении образа главной героини. Дело не в том, что Джини (Кейт Уинслет) и Жасмин (Кейт Бланшет) похожи характерами или судьбами – они очень разные, и истории их вряд ли можно считать схожими, но что-то такое есть в них обеих, что их роднит. Возможно, это слабость, невозможность противостоять ни ударам судьбы, ни собственным страстям, их некая эмоциональная «загнанность». В «Колесе чудес» Вуди Аллен практически беспристрастно препарирует образ Джини и откровенно любуется Кэролайн (Джуно Темпл), не прекращая при этом восхищаться ни одной из них. Мужские образы в его фильмах не лишены харизмы и сложности, но они как-то поверхностнее – их сложность находится в одной плоскости, поэтому даже их недостатки и грех не имеют той глубины, что у героинь-женщин. И Хампти, тонко и изящно, несмотря на внешнюю неэлегантность, сыгранный Джеймсом Белуши, и Мики (Джастин Тимберлейк), несмотря на почетную роль нарратора, не могут соперничать с Джини и Кэролайн: для первых у Вуди Аллена нет даже конкретного цвета, а для вторых – четкое колористическое решение.

Огненное медно-красное горение Джини и мягкое сиреневато-синее сияние Кэролайн – это борьба двух женщин, двух начал, и самым загадочным в нем для нас становится то, как режиссер, оператор (Витторио Стораро) и художники и мастера по свету (Санто Локосто, Мигель Лопес-Кастильо, Сьюзи Бензингер и Реджина Грейвз) создают их переходы друг в друга. Так молодость сменяется зрелостью, любовь – ревностью, а перспектива – беспросветностью. Хотя, казалось, еще мгновение назад, все было совсем иначе. Игра со светом и цветом в этом фильме превращается в какой-то визуальный аттракцион, который в определенные моменты захватывает зрителя круче, чем то самое чертово колесо, в непосредственной близости от которого разыгрываются все страсти. То, что сначала можно счесть за красивость, потом воспринимаешь как художественный прием – он словно бы расширяет твои возможности восприятия и в то же время становится самостоятельным мотивом, линией повествования.

В школе мы иногда писали сочинения, тема которых формулировалась примерно так: «Мастерство Толстого (Шекспира, Достоевского, Чехова и т.д.) в раскрытии образа»; нужно было суметь рассказать о тех приемах, с помощью которых писатель рисует целостный внешний и психологический портрет персонажа. Вот что-то подобное можно было бы написать и о мастерстве Вуди Аллена, потому что он не только умеет создавать образы, но и находит для каждого из них собственную систему координат, с позиций которой и подходит к каждому герою. В этом он предельно близко сходится с вышеприведенными авторами, которых он, кажется, готов цитировать бесконечно. В его фильмах нет очевидно хороших или плохих героев – каждый со своим набором добродетелей и недостатков, и при очевидном стремлении к схематизации характеров, у Аллена нет никакой их однозначности и готовых ответов о добре и зле.

Чеховские мотивы явно слышны в «Колесе чудес», несмотря на то, что отсылки на «Гамлета» вербализуются здесь гораздо активнее. С русским драматургом Вуди Алена роднит не только построение системы образов, о котором говорилось выше, но и основная интонация, эмоциональный рисунок сюжета: герои могут кричать, «истерить» или рыдать, но настоящие катастрофы происходят в их душах тогда, когда они молчат или переходят на шепот. И здесь в парке аттракционов на Кони-Айленде, так же как и в запущенных дворянских усадьбах России, сердца разбиваются не в скандалах, а за чашкой чая (ну, или за пиццей)…
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.