четверг, 8 марта 2018 г.

"Каникулы Кроша" (1980)

Оригинал взят у discoman в Каникулы Кроша (1980)

Кинопоиск

"Каникулы Кроша" - это очень добрый фильм, как, впрочем, и все фильмы по сценарию Анатолия Рыбакова. Благодаря потрясающим, совершенно естественным для подростков диалогам, у каждого героя получился свой ярко выраженный образ. Если не считать главного героя, то больше всех мне понравился Игорь. По части литературного вкуса, философии и вопросам коллекционирования он был мне очень симпатичен. В жизни ведь не бывает только чёрное и только белое - и безнравственный человек может чем-то притягивать. Так вот у Владимира Сальникова получился довольно жизненный и весьма обаятельный негодяй. Считаю его самым большим актёрским украшением картины - все сцены с его участием было безумно интересно смотреть. В плане же убедительности все актёры хороши, особенно Владимир Корецкий (В.Н.). Да, друг Кроша мне совершенно не понравился. Одно сплошное рисование, а в итоге даже продавщицу Зою не смог охмурить. Впрочем, это к сценаристу...

Говоря про недостатки картины, нельзя не отметить наивность сценария и, как следствие, непостижимую наивность главного героя - Кроша. Может, конечно, в московском обществе и попадались столь провинциальные подростки, не умеющие сделать выводов из очевидных вещей и сложить два плюс два, но доверчивость Кроша меня временами просто поражала. К самому герою и актёру Василию Фунтикову никаких претензий, но сценарию всё же не помешало бы добавить чуточку реализма. Лично я понял что за фрукт этот В.Н. ещё в конце первой серии, когда он подозвал к своей машине ничего не подозревающего Кроша, навешал ему лапши и отправил сдавать копию нэцкэ "Странствующие певцы" в антикварный. Я, как водится, начал разговаривать с Крошем во время этого эпизода: "Ну подумай ты, дурында! С какой стати тебя будут приглашать в ресторан, угощать лобио, грузинским шашлыком и поить армянским коньяком, если ты не то, что не принёс никакой прибыли, а наоборот вогнал человека в расходы?". В общем, я отказываюсь верить в то, что молодые люди в СССР были такими дурачками-простофилями. Какая-то элементарная логика и зачатки здравого смысла должны же быть в голове к 16-летнему возрасту (паспорт Крошу как раз только-только дали). Однако при этом Крош - такой чистый, непорочный во всех смыслах, поскольку простое чмоканье в щёчку искренне считает поцелуем и кристально порядочный, не вызывал раздражения, а наоборот располагал к себе, потому что по натуре он был мне ближе остальных героев - эдакий борец за высшую справедливость.

В фильме есть где посмеяться. Эпизод со сливочным маслом и манной кашей в ресторане вызвал у меня просто взрыв хохота. Не знаю, было ли это в оригинальной книге, но снята эта сцена потрясающе. Мне даже на миг показалось, что я смотрю самую настоящую комедию.

А самое изумительное и очаровательное в этой картине - это небольшие истории, рассказанные закадровым голосом Зиновия Гердта. Каждый раз, когда в кадре появлялась какая-нибудь из знаменитых нэцкэ, действие фильма как бы замирало, начинала звучать приятная музыка с лёгкими японскими мотивами, фон за фигуркой размывался до красивого боке, и зрителю дарили душещипательную историю, связанную с миниатюрной резной фигуркой. Это меня до такой степени завораживало, что по завершению истории я останавливал кино и отматывал назад, чтобы послушать это великолепие ещё раз. На мой взгляд, это очень дорогого стоит. Огромное спасибо режиссёру за эту чудесную находку!

Помимо всего прочего, этот четырёхсерийный фильм даёт возможность краешком глаза взглянуть на классическую брежневскую Москву образца 1979-го года. В кадре можно заметить бутылки когда-то обожаемого мною кефира с крышками из зелёной фольги, широченные наземные пешеходные переходы, свободные пространства во дворах жилых домов, слабо загруженные дороги, по которым преимущественно ездят Запорожцы и Москвичи (но чаще всё же скотовозки типа ЛиАЗ-677), и прочие совершенно немыслимые для современного московского обывателя вещи, такие как откручивание и прятание боковых зеркал заднего вида и щёток стеклоочистителей каждый раз, когда выходишь из машины. И раз уж я коснулся автомобильной тематики, то не может не удивлять, что даже у такого безусловно представительного и богатого человека как В.Н. (обладателя белой Волги), не было никакой автомагнитолы, поэтому для поездки на пикник он брал в машину стерео-кассетник - тоже, кстати, очень крутую по тем временам вещь. Я понимаю, что люди не обзаводились музыкой в машину не столько из-за дороговизны и дефицитности автомагнитол (зажиточных обладателей Волг это вряд ли бы остановило), сколько из-за того, что магнитолу могли легко украсть, за пять минут вскрыв машину, после чего за бешеные деньги и практически мгновенно продать на чёрном рынке. Ведь никакого подобия сигнализаций тогда попросту не существовало...

Даже если не брать во внимание дикую наивность Кроша, благодаря которой фильм удалось растянуть аж на четыре серии, я совершенно не могу допустить того, что в реальности Костя всю информацию о своих родителях черпал бы исключительно от некоего В.Н. вместо того, чтобы хоть раз в жизни откровенно поговорить о родном отце со своей матерью. Я мог бы назвать ещё допущения в сценарии, но достаточно убрать одно это, как весь сюжет просто рассыпается вдребезги.
 

1 комментарий:

  1. Автор противоречит сам себе. С одной стороны, он восхищается главным негодяем, а, с другой стороны, не может понять, почему Крош не раскусил его с самого начала. Довольно распространенная позиция среди кинозрителей считать героев дураками потому, что ты сам уже знаешь, кто есть кто.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.