понедельник, 19 марта 2018 г.

"Стыд" (1968)

Оригинал взят у altereos в "Стыд" (Skammen, 1968, Швеция, Ингмар Бергман)

Кинопоиск

Тема войны - далеко не самая главная тема в творчестве Бергмана, но в некоторых фильмах присутствует где-то на заднем плане - в образе въезжающих в город танков или стоящих на железнодорожной станции беженцев. Однажды шведский классик решил полностью раскрыть эту тему, задумавшись над вопросом: как повели бы себя простые люди, например, семейная пара, оказавшись в эпицентре некой войны "меж двух огней"?

В результате, получилась сильная драма с апокалиптическими мотивами, не оставляющая никаких надежд на хороший исход. Хотя главные герои - муж и жена Ева и Ян Розенберги - сумели выжить в эктремальных условиях. Но это такой уникальный и парадоксальный случай в кино, когда смерть героев, которым мы сопереживаем больше половины фильма, выглядела бы в тысячу раз больше жизнеутверждающей, чем их спасение.

И от завершающего символа фильма - одинокой шлюпки с немногими выжившими в холодном море, направляющейся неизвестно куда - хочется утопиться в том же самом море. Тотальная безысходность в стиле Бергмана, да еще и в черно-белом цвете (1968 год), и великолепно сыгранная выдающимися бергмановскими актерами ситуация перелома человеческой психики поражают зрителя до глубины души и внушает страх к войне сильнее любой масштабной военной драмы.

А почему - "стыд"? Ева Розенберг говорит: "Мне кажется, что всё это - сон. Так пусть же будет стыдно тому, кому всё это снится". Здесь мы выходим на главную проблематику фильма. "Стыд" - фильм о неспособности отдельного человека влиять на окружающую реальность, которая предопределяется внешними силами - безжалостными и жестокими. Это фильм о невозможности что-либо противопоставить обстоятельствам. Какими же качествами должна обладать личность, чтобы выйти из истории, показанной в фильме, живой и безгрешной? Доброта, решительность, трудолюбие, терпение - все это было у Розенбергов, но не спасло их.

По Бергману получается, что все мы - участники чужого сна и заложники чужого стыда. Кто же такой этот "чужой"? Очередная бергмановская загадка.
 

1 комментарий:

  1. В жизни бывают ситуации, из которых можно выйти или живым, или безгрешным. И те, кто выбирает первое, потом заявляют о неспособности отдельного человека влиять на окружающую реальность, которая предопределяется внешними силами. Но самое большое влияние на окружающую реальность оказал человек, которого распяли на кресте в тридцать три года.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.