понедельник, 5 марта 2018 г.

"Тот самый Мюнхгаузен" (1979)

Оригинал взят у sv0812 в Тот самый Мюнхаузен - что делать с принципами?

Кинопоиск

С женой неоднократно ссорились по поводу принципов - правда, у меня таких загонов, как у Мюнхаузена нет, да и в целом я довольно гибкий, но некоторые базовые принципы имеются, и поступиться ими - крайне сложно.

Я неоднократно разбирался с собой, вопрошая - ну вот что случится, если ты в таком-то случае поступишь/скажешь не так, а вот так? И... я ощущаю, что саморазрушусь. Что принципы - это некий стержень, на котором держится личность; вынь его - и всё, ничего не будет.

Поэтому мне очень понятно упорство Мюнхаузена. Другое дело, что в нем это всё доведено до маразма, в том числе принцип "я никогда не вру" - это адов принцип, я считаю, правдолюбы и правдорубы, как ни странно, это крайне мерзкие люди, хуже патологических лжецов. Но они не могут иначе...

В истории Мюнхаузена меня всегда особенно вымораживал эпизод с 32 числом. Занятная версия есть - что он не хотел жениться на Марте, а потому избрал вот такой способ "избегания" - вроде, и отказался, но при этом остался в белом фраке.

Но, конечно, дело не в этом - и ранее Мюнхаузен всячески добивался развода, сам. Так что, дело в принципах, которыми он не может поступиться.

- Ну не меняться же мне из-за каждого идиота?
- Не насовсем. Карл, на время.
- Притвориться. Стать таким, как все.
- Стань таким, как все, Карл. Я умоляю!
- Как все?
- Что же ты говоришь?
- Как все... Как все. Как все. Не летать на ядрах. Не охотится на мамонтов, с Шекспиром не переписываться.

и далее

Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода.
Наше супружество, как это не странно, началось задолго до нашего рождения.
Род Мюнхгаузен всегда мечтал породниться с родом фон Дуттен.
Поэтому, когда родилась у них девочка, я, в свою очередь, родился не только мальчиком, но и мужем.
Якобина с детства не любила меня и, нужно отдать ей должное, сумела вызвать во мне ответные чувства.
В церкви на вопрос священника, хотим ли мы стать мужем и женой, мы дружно ответили "нет", и нас тут же обвенчали.
После венчания мы уехали с супругой в свадебное путешествие.
Я - в Турцию, она - в Швейцарию, и три года жили там в любви и согласии.

И, кстати, автор версии о том, что барон не хотел жениться, пишет еще и о том, что он, возможно, не хотел также еще детей. Но и тут незадача - за время, которое барон провел в образе садовника Мюллера, у них с Мартой родился сын.

А какова мораль этой истории? Что хотел сказать автор?
Что, поступившись принципами, человек перестает существовать? Семья и общество с его условностями, лицемерием и чем там еще у нас общество виновато - ему помеха, если не разделяют его придури идей?

Увы. Как я выше написал, по самоощущениям, поступившись принципами, человек перестает существовать. Для себя, внутри. Так-то он жив, но он становится "садовником Мюллером". А жены, наши любимые жены, сделав из мюнхаузенов мюллеров больше не могут с ними жить.

Они ведь изначально влюблялись в Мюнхаузена. Те, кому нравятся мюллеры, сразу выбирают их.

А что делать? Ну, наверное, измерить свои силы - обоим. И искать компромиссы - только так, чтоб никому не пришлось разрушать свою личность.


Я подпишу, подпишу.
Зачем дразнить гусей? Раз лишний день весны никому не нужен. Забудем о нем.
В такой день трудно жить, но легко умирать.
Через пять минут, дорогие мои, барона Мюнхгаузена не станет.
 

2 комментария:

  1. Должна признаться, что, когда я смотрю этот фильм или даже только вспоминаю о нем, я совершенно не в состоянии размышлять о каких бы то ни было этических проблемах, а только восхищаться актерским мастерством Янковского! На мой взгляд, это лучшая его роль (по крайней мере из тех многих, что я видела) и лучший фильм у Захарова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне кажется, что художественные качества этого фильма напрямую связаны с идеями, которые в нем содержатся. Здесь все красиво: и мысли, и поступки, и одежда, и актерская игра. Фильм поразительно искренний, в нем нет ни грамма фальши. Я когда-то поражался тому, что его вообще разрешили показывать. Но, судя по следующему фильму "Дом, который построил Свифт", по его мрачной атмосфере, эта свобода творчества авторам стоила дорого. Ну а "Формула любви" уже была капитуляцией. Я с таким нетерпением ждал его показа и был страшно разочарован.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.