суббота, 3 марта 2018 г.

"Заложники" (2017)

Оригинал взят у cher_l в Заложники (2017) Р.Гигинейшвили

Кинопоиск

Фильм восстанавливает события 34-летней давности про то, как грузинские мажоры пытались угнать самолет.

В Грузии это было громкое дело, но в стране об этои никто не знал, естестенно все замалчивалось - 1983 год!

Имена и фамилии изменены, однако режиссер даже не пытается подняться на какую-то обобщающую высоту и вынести хоть какую-то мораль. Для него это слишком живая история, знакомые персонажи, один круг. Его мама дружила с мамой одного угонщика, сценарист фильма Л.Бугадзе — крёстный сын другого, роль самого старшего исполнил его сын.

Может быть он и прав. Потому что для меня, например, эта история интересна именно тем и не воспринимается отдельно от того факта, что этот самый мальчик, Гега Кобахидзе, угонявший с молодой женой самолет вместо медового месяца, снимался в фильме "Покаяние" в роли внука тирана.

Внука, который в финале сам выкапывает деда из могилы и сводит счеты с жизнью, беря на себя его грехи. В фильме это упоминается:
- Может сначала я закончу съемки, потом угонять будем?
- Нет, не надо заканчивать.

Вот такой бездумный мальчик, не понимал, что если собрался бежать за границу (любым путем для тех лет) съемки и начинать не надо было.

Все кадры с ним были пересняты с Мерабом Нинидзе. А в этом фильме он и Автандил Махарадзе играют отцов, которые безуспешно пытаются откопать, отыскать могилы своих расстрелянных сыновей.

Как будто круг замкнулся, а на самом деле ничего не замкнулось, могилы не найдены, тираны прославляются и им снова ставятся памятники.

Еще "забавный" факт: священнослужитель, не участвовавший в угоне, но растрелянный вместе с ними как идейный вдохновитель, до того тоже однажды снялся в кино с детективным сюжетом в роли затравленного подследственного. И есть версия, что он стал козлом отпущения как в жизни, так и в сюжете "Заложников".

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало марта.


Оригинал взят у f_famar в Заложники в плену.

Не хотела вживаться в эту историю, не сочувствовать никаким боком, априори согласна – фильм хорош, смотреть не заставляйте. Он смыл меня с кресла с первых кадров - в стихию грузинского кино, любимую стихию любимой страны (республики, народа). Я ушла под воду с головой, боясь шелохнуться и очнуться от знакомой-незнакомой атмосферы поздне-советской Грузии. Меня Совок задел краешком, но ах как взыграла память вирусом печенек Мадлен: и ненавижу, и люблю, хочу обнять всех, и понимаю, и реву заранее. Хочу в Тот город, который умел быть прекрасным под властью КПСС.

Они такие красивые, такие хрупкие, Ника и Анна, других имён не успеваю запомнить в круговерти. Время на экране скупо - мельком выхватывает эпизодики жизней, они не складываются в мозаику – слишком резкие углы. Купающихся друзей прогоняют солдаты (это наше море, суки, злюсь), старик продаёт пистолет парню (дарит свободу и ответственность), Анна учится стрелять в красивейшем лесу, мать идёт за Сандро в церковь, встреча с отцом Ники – опальным режиссёром.

Стоп – свадьба, первая кульминация фильма, длинная сцена, зритель может выдохнуть. Большая свадьба загнана в тесный зал, обилие еды и выпивки (бутылки одной марки), внутри серых стен и квадрата столов – танцы.

Ника и Анна напряжены, как струны, они забывают улыбаться, их решимость стала манией, они не могут сойти с линии судьбы. Молодые обречены и подспудно знают это, их надежды – дым сигарет Самец. (Кто же не идёт к катастрофе своей жизни с широко раскрытыми глазами?). Когда Анна встаёт для танца и камера показывает верх её фигуры, начинающей плыть по кругу, – это катарсис. Анна и Ника в танце, грузинская лебединая песнь.

А дальше их поглощает замысел, вы уже поняли: заложники – они, грузинские полудети, балованные мамкины артисты, очарованные Америкой и роком. Свадьба переходит в побег. Они движутся и отвечают машинально, они не успевают осознать холодок отчаяния, продолжая идти: заменили самолёт, заговорщики полетят с пассажирами.

Сцена попытки захвата самолёта - короткая, быстрая: ломятся в кабину. Не успеваю заметить, кто первый выстрелил (пилот?), кто убит, кто бежит раненый – а уже всё, террористы истекают кровью, самолёт садится в Тбилиси. Самые нелепые в мире террористы, самые неумелые. Пассажиры парализованы страхом, террористы апатичны. Вот и кончилось. Самолёт не пришлось штурмовать – двери открыты, спецназ вошёл и вышел, гоня мерзавцев перед собой (выдох). В зале ожидания – родители, выдернутые из квартир, недоумение и шок, не могут поверить, что это прощание. Их «высокие связи» лгут, их дети обречены.

Далее осуждение и суд. Вы не поверите: речи студентов в вузе и речи законников в суде так омерзительны, что хочется расстрелять их, а не группку на скамье подсудимых, уже казнивших себя в душе. Люди СССР отравлены, противоядия нет. Террористы не просят пощады, ужас перед своим деянием достиг апогея, не преходящего, как адский огонь. Расстрел. Анне – десять лет.

Пространство фильма спрессовано, он сфокусирован на двоих, их более зрелые друзья не получают экранного времени, чтобы их узнать/осудить/пожалеть. Священник, не летевший в самолёте, сделан козлом отпущения – идейным вдохновителем и организатором. Расстрелян. Эта кость родителям: детям позволили быть не злом, а слугами зла, запутавшимися глупцами. Сохранить крупицы репутации. Религиозный аспект фильма нужно рассматривать отдельно (сцена в храме великолепна, чтение Библии в самолёте - напрасно).

И долгие поиски неведомых могил. Что думает отец (прекрасный Мераб Нинидзе)? Что всего несколько лет, всего несколько лет терпения – и мир был бы у их ног. Но это нечестно, это неверно заставлять молодых ждать, тратить свою молодость на ЭТО!

Проникновенная игра актёров, воздушная девочка Анна (Тинатин Далакишвили), взрослая самобытная режиссура, тонкий скальпель монтажа! Какое осеннее настроение от оператора! Спасибо за гармонию, уважаемый Резо, спасибо за наслаждение. Не помню, когда я видела настолько цельное кино от постсоветского пространства (чуть не сказала – русскоязычное).

Пост написан о персонажах фильма «Заложники», любое сходство с реальными персонажами прошу считать случайным.
 

21 комментарий:

  1. ... всего несколько лет, всего несколько лет терпения – и мир был бы у их ног.

    Мне часто приходится сталкиваться с этим заблуждением, когда людей воспринимают всего лишь песчинками в историческом потоке. Изменения, произошедшие через несколько лет стали следствием тех процессов в обществе, которые вынудили молодых людей решиться на побег. Это состояние отчаяния хорошо видно в фильмах Занусси в конце 70-х - начале 80-х.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. при том что режиссер - зять Михалкова.
      Бунтарь блин :)

      Удалить
    2. Так и в фильме, насколько я понимаю, речь о том же. И в фильме снимались родственники тех событий, и участники событий были родственниками культурной элиты Грузии. И фильм, оказывается, снимал зять Михалкова.

      Удалить
    3. вам наверное сложно будет в это поверить. Но в современной России полно левой молодежи как в Европе 70-х. Мечтают о возвращении "советского прошлого". Кто-то думает что Путин туда их возвращает, кто-то Путина ненавидит. Но так или иначе из не в процентах, но в количестве много.
      И республики Донбаса это один из таких проектов по возвращению. Прямо по плану Эдика Лимонова задуманному еще в 90-е. Захватьть власть в одной из бывших советских республик и использовать ее как плацдарм.

      Удалить
    4. Резо Гигинишвилли снял фильм "Жара" о котором я писал в ЖЖ в сообществе РУ.Кино
      Резо было тогда 25 лет. В него поверил Ф. Бондарчук. Он и стал продюсером. А на Наде Михалковой Резо женился позднее

      Удалить
    5. А дайте ссылку на ту рецензию.

      Удалить
    6. В Латвии русской молодежи мозги поласкают те же самые российские телеканалы, поэтому мне поверить в это несложно. А вот Вам, наверное, сложно поверить, что Риге есть районы, которые Вы от своего родного города не отличите.

      Удалить
    7. я живу очень в маленьком городе. А что касается близкой Рязани, то уверен что районы типовой застройки как в фильме Рязанова Третья Улица строителей и т.д. Не отличишь :)

      Удалить
    8. вот https://ru-kino.livejournal.com/6666392.html

      Удалить
    9. Вспомнил, почему не разместил эту рецензию в сообществе. Фильм мне показался слишком попсовым. А про похожесть некоторых районов Риги на российскую провинцию, так я имел в виду не архитектуру, а образ жизни их обитателей.

      Удалить
    10. Это, к сожалению, не шутка. Русские и латыши живут в Латвии в изолированных общинах. Поэтому русский из Латвии может быть таким путинистом, какого и в России не часто встретишь. Потому что в России телевизионная пропаганда сталкивается с реальностью, а в Латвии такой верификации увиденного по телевизору с тем, что происходит за окном, не происходит.

      Удалить
    11. надо понимать что русские в Латвии это те кто не решился уехать. В 90-е когда не было никакого путинского режима.
      То есть это люди живущие в чужой стране. И они хотят за это отомстить. Это как арабы в Европе. Второе поколение не знает жизнь в исламской стране и видит себя строителями Халифата.

      Удалить
    12. мне понравилась история которую года полтора назад публиковал Варламов. Про пацана из семьи беженцев с Донбаса, которого в подмосковной школе заЧМОрили и он пытался себя убить.
      Русские за границей могут себя считать борцами за "русский мир", но они только "бедные родственники" для тех у кого здесь высокое положение

      Удалить
    13. временно закрывая эту тему. Вспомните Ирландию.
      Отношения между Англией и Ирландией были сложные. В 17 веке Англия Ирландию захватила. Потом несколько веков пытались уничтожить ирландскую культуру.
      Потом Ирландия получила независимость. Англичане как бы "великая нация". Ирландцы тоже не папуасы, литература на древнеирландском языке известна с 5-6 веков, как и на староанглийском.
      Религиозная разница. Для правильных ирландцев-католиков англичане как бы те кто попадет в ад :)
      Вот и русские-балтийцы так же живут

      Удалить
    14. Имперскость англичан ничем не лучше имперскости русских. Но она не может служить ее оправданием.

      Удалить
    15. разные народы должны жить порознь. А навязывать свою культуру это преступление.
      Всегда был против Русской Идеи. Но к сожалению страх в наших людях порождает желание все контролировать. Если в "Кин-дза-дзе" было "они нас уничтожили за то что мы их не успели", то русские думают "мы их захватим пока они не захватили нас". Народ-богоносец блин :(

      Удалить
  2. не люблю такие истории. Захват заложников с благими намерениями :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам трудно понять состояние людей, живших в СССР. Мы все тогда были заложниками.

      Удалить
    2. мне кажется это такое молодежное "самоутверждение".
      Живи они в Европе тогда, наверняка вступили бы в Фракцию Красной Армии и захватывали израильские самолеты вместе с палестинцами

      Удалить
    3. Вряд ли. Надо еще учитывать, что тогда его и моих ровесников отправляли в Афганистан, откуда многие вернулись в цинковых гробах. Мой школьный друг служил в Афганистане, но, слава Богу, остался жив.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.