суббота, 17 марта 2018 г.

"Довлатов" (2018)

Оригинал взят у Григорий Константинопольский в (без темы)

Кинопоиск

Ну вот – как и клялся – посмотрел в кинотеатре. Из цеховой солидарности. Что сказать… Работа оператора – восхитительная! Цвето-коррекция – роскошь! Костюмы, декорации (локации) - класс и по взрослому. Реквизит – подлинный. Все оч стильно. Ну вот, собственно и все, что могу сказать хорошего.

По существу картины – все ложь и неправда. Ну может не ложь, даже, а просто - фейк. Довлатов 2 часа ходит по стильным декорациям, трезвым и одухотворенным Чайльд Гарольдом. . С грустинкой. Немного интересничает . Переживает, расстраивается и даже в конце фильма 4 раза говорит слово "хер". Ну да, понимаем! Непризнанный гений – затюкали… У актера, который играет Бродского на лбу нарисована нобелевская премия и эмиграция. И все что он тут исполняет – маета и раздраженное нетерпение – уж скорее б слиться отсюда и воссиять в полную силу там, за горизонтом… – правда тексты произносит обратного содержания – но ему конечно не веришь, ибо он и сам себе не верит – прибит биографией персонажа… Редакция газеты – сплошь депрессия и сожаление – какое мы все тут говно, и в каком же говне мы живем…

Фигня это все. Были они все – веселые люди, а Довлатов для них был – «не до». Как и Бродский. Писатели собираются в кружки по интересам, культурно читают друг другу свои бессмертные произведения и интеллигентно, по-питерски пригубливают рюмочку другую. Не пьянеют. Скука смертная. Все стерильны, депрессивны и предвкушают свое великое будущее. А, нет – Довлатов пьет один раз из горла – но все равно – не хлещет - трезвей (и чище) стекла. Дерутся – только за кадром. Никого не ебут, и все бабы – сплошь надежды константиновны и соратницы, тоже одухотворенные – без срамоты.. Все чистенькие и чуть возвышенные (почему то все в снегу ходят без шапок – так стильнее… без этих милых советских шапок – кроликовых, пыжиковых – а кому жизнь улыбнулась – те в ондатровых (помните Войнова « Шапка?))…

Особый позор – это конечно персонаж Козловского – прям из Духлесса чувак, путешественник во времени – Дин Рид и трубадур из мультика) Фарцует – исключительно из идейных соображений – при этом - художник от Бога. Все чистые , аккуратные Не правда это все… Талантливый человек в России не может быть чистеньким и трезвым, говорит нам Чехов.. А каким он может быть? И что там вокруг было?. А было – из полей – доносится – налей - из каждого утюга. Все могут короли – из каждой подворотни. Вот Цой на эту тему прекрасно исполнил - А вокруг благодать, Ни черта не видать, А вокруг красота, Не видать ни черта. И все кричат "ура," И все бегут вперёд, И над этим всем Новый день встаёт… Цирк, пивные, менты , заводы и перегар.

Смотрел я на все это унылое действо и вспоминал фильм Высоцкий, Спсибо, что живой – там, тоже - Владимир Семенович всю дорогу ходит с резиновой злобной рожей и произносит пафосные тексты великого гражданина…А был он, на самом деле – врун, болтун и хохотун. Вот и эти ребята – пили взахлеб, трахали все что движется и были нарядными, веселыми и живыми. «Моя жена уверена, что супружеские обязанности — это прежде всего трезвость.» - смеялся Довлатов…

Живыми. Невостребованными. Но не про успех. Про Божий дар. И опять пили. Бесконечно. От этого почти все и поумирали так рано. Другой вопрос – отчего так пили. Невостребованность в этом фильме – какое то внешнее стерильное обстоятельство, условность, строки в википедии…

Никакой инаковости героев. Никакого прозрения. Ни крови (кроме бутафорской) , ни спермы, ни таланта, ни огня. Ни Бродский, ни Довлатов – ни разу тут не свеча на ветру, а восковые монументы самим себе. Мутно прозрачные. Так отчего же нет тут изматывающей и уничтожающей тебя тоски, настоящего отчаяния и безисходки? Где эта безжалостная стихия, где ты чуть поднял голову и тут же сгинул безвозвратно навсегда, средь веселого мычания и радостного ржания хором? Когда спасает - только дно и пьяное забвение. Может от того , что автор этого фильма просто не знает и не понимает , что это такое? - Тупик. Стена. Бетонный потолок, который никак, ,ничем, никогда не прошибешь. И так до конца. До гроба. Он может и наблюдал, что в жизни такое бывает, но только со стороны. На своей шкуре похоже не испытал (что и прекрасно). Но зачем делать фильм о том, чего ты сам не знаешь? Не почувствовал? Да еще изготовить для этого надувные муляжи больших поэтов – и вот они плавно покачиваются, с округлыми щеками и глянцевыми попами в мареве пиротехнического дыма , под струей кино ветродуя…

Не ожило. Автор, не знавший ни простоев, ни гонений , который никогда не захлебывался этой черной кровью (не путать с дюшесом), когда в рот тебе залили бетон и ты десятилетиями немой, скованный липким бездействием и нищетой - изображает мне ярость.. Но ярости тут нет. Ни в Бродском , ни в Довлатове. А она конечно была. За что и любим. Ну и за талант , конечно. Герман дж – очень крепкий ремесленник. Уважаю это качество. Не самое постыдное. Но автору видимо хочется большего. А большего нет (пока). Пишу - пока – потому, что все же одна сцена там есть реально - по настоящему – сон Довлатова . Ему снится, что он вернулся на место службы в вохре… Вот там есть все – и ужас, и топь, и кошмарная реальность и правда… На мгновенье фильм вдруг стал чем то подлинным, настоящим . Чем то реально интересным, жутким и непредсказуемым. Ну может еще разговор в шахте с поэтом. Но это все. Вспыхнуло - и потухло...

Короче – фильм - фейк – несмотря на крепкую руку, берлинфест и восторги критики (тем вообще – чем мертвее - тем круче)
 

9 комментариев:

  1. Тамара Зибунова уже давала ссылку на этот текст в комментариях в довлатовском сообществе, но я не смогла его прочесть, потому что ФБ в очередной раз заблокировал мой аккаунт :( Похоже, что новый фильм мало кому понравился - большинство отзывов примерно в том же духе, но сама я пока до него не добралась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня тоже часто ссылки на Фейсбук не срабатывают. Но такое обычно происходит в Эксплорере, а в Хроме все работает. Мне кажется, что описанная здесь проблема характерна для всех байопиков. Автор повторил здесь мысль, которую я высказал когда-то о фильме "Игра в иммитацию". Тогда я предложил снимать фильмы как бы глазами современников. Например, в случае с Довлатовым показать его так, как его воспринимали всякие партийные функционеры или сотрудники КГБ.

      Удалить
  2. "а в Хроме все работает"

    У меня Хром, так это не техническая неполадка. Автор, видимо, разрешает чтение его поста только пользователям ФБ (там ведь есть такая опция), а, поскольку ФБ меня заблокировал (неизвестно за что: единственное, что я там делала, так это давала ссылки на свои посты в ЖЖ), то я не могу его читать.

    "описанная здесь проблема характерна для всех байопиков"

    У меня для биопиков один простой критерий: стыкуется ли показанное на экране с тем представлением о персонаже, которое у меня уже было, или нет? Бывает, что фильм приносит и что-то новое, что кажется мне верным, но и в таком случае это новое не противоречит старому.

    Я подозреваю, что главная проблема обоих кинопопыток воплотить Довлатова на экране - неудачный выбор актера на главную роль. Я подумала, а кого из современных российских актеров выбрала бы я сама? Я, правда, почти не смотрю современного российского кино и, соответственно, актеров не знаю, но одно имя пришло мне на ум - Сергей Пускепалис. У него, мне кажется, получилось бы сыграть если не автора, то по крайней мере его лирического героя: у него есть доброта при брутальной горилло-подобной внешности. А? Конечно, сейчас он уже вышел из возраста ленинградского Д., но ведь когда-то он был моложе :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насколько я знаю, Фейсбук обычно такие драконовские меры применяет в серьезных случаях. Но многие были заблокированы из-за специально организованной компании жалоб на пользователя. Сам я с таким не сталкивался, но читал рассказы других известных блогеров. Вообще, понять логику, по которой работает Фейсбук, очень трудно. Например, до сих пор не пойму, по каким критериям я могу комментировать посты людей, которых нет в моем списке друзей, и не могу комментировать тех, на кого я подписан. Мне кажется, что за этим туманом прячется вполне продуманная политика.

      А насчет актеров, мне понравился Олдман в роли Черчилля. И не потому, что его сделали похожим на Черчилля, а потому, что у Черчилля, как мне кажется, под его грузной внешностью скрывался такой же импульсивный характер.

      Удалить
  3. Ну, насчет Фейсбука я решила, что на этом просто забываю о нем.

    А в роли Черчилля я видела Альберта Финни, в фильме 2002 года, и он мне тоже очень понравился, как и весь фильм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хотел еще добавить о фильме Германа младшего в связи с опубликованной рецензией на фильм Ассайаса "Персональный покупатель". Мне кажется, что Ассайас показал в этом фильме героя нашего времени - не горячего, не холодного, ничем серьезно не заинтересованного. И вот эта ходульность Довлатова порождается этой "абыямавасцью да жыцця", как говорят беларусы. Поэтому в этом фильме самое интересное - это неспособность режиссера понять Довлатова. Но таких шедевров сейчас хватает. Одна "Оттепель" чего стоит. Хотя, возможно, это проблема не поколения, а "папиных сынков", таких как Герман младший и Тодоровский младший.

      Удалить
    2. Исправление - абыякавасць да жыцця

      Удалить
  4. Я таки нашла этот фильм - кстати, в прекрасном качестве - в интернете, но, увы, осилила ровно 10 минут. Восторги автора рецензии по поводу его технического уровня мне непонятны: уже одно то, что актеры говорят чудовищно невнятно - надо страшно напрягаться, чтобы распознать, какие слова они произносят - никуда не годится :(

    Далее, в довлатовских текстах нет ни одного лишнего слова (и даже буквы), и мне кажется, что и в фильме о нем не должно быть ни одного лишнего кадра. В этом же фильме полно "воды" - более того, он почти из одной "воды" и состоит :(

    Одним словом, увы, даже при всей моей любви к Д. этого фильма я осилить не смогу, как не смогла осилить и "Оттепель". Интересно здесь, однако, то, что эти "папины сынки", как Вы их называете, берутся за фильмы о молодости своих родителей - спрашивается, почему? Почему бы им не делать фильмы о современности?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. они сняли достаточно фильмов о современности

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.