воскресенье, 18 марта 2018 г.

"Персональный покупатель" (2016)

Оригинал взят у jacob_burns в Персональный покупатель / Personal Shopper (2016)

Кинопоиск

Несомненно, это лучшая роль Кристин Стюарт, идеально ей подходящая. Морин страдает от той же болезни, что и Льюис, и будучи чрезвычайно с ним связанной, она не ощущает себя живой после его смерти. И возможно это главная интрига фильма, намекающего на перевертыш в стиле Других и Шестого чувства. Именно "намекающего". Ассаяс не опускается до того, чтобы внести какую-либо ясность хоть во что-либо, кроме единственного исключения, о котором чуть позже.

Занятие Морин себе выбрала подстать общему настрою - проживать чужую жизнь, реализовывать чужие желания, служить тенью известной девушки, слегка внешне похожей на Морин. Все, что делает Морин в кадре - симулякр жизни. От вменяемой работы, которую ей предлагает знакомый хозяйки, она вяло отказывается. "Вяло" - термин, описывающий весь образ Морин. Меня от таких людей неизменно берет оторопь. Они ничего не хотят ни от меня (что нормально), ни от других людей, ни от самой жизни. Что воля, что неволя, все одно. И вот с таким отрешенным выражением она медленно ходит весь фильм (ходит медленно, в поезде едет медленно, шпарит на мотороллере тоже медленно).

Смс-незнакомец поощряет Морин нарушать правило, дескать это поможет ей почувствовать себя живой. И она вопреки очень строгому запрету нанимательницы начинает мерять эти вещи. Делает она это крайне омерзительно: натягивает на себя полный комплект - нижнее белье, платье, туфли и во всем эти на хозяйской кровати занимается онанизмом. После этого я ждал. что хозяйка ее раскроет, и это будет тягостная неприятная сцена, а мне будет мучительно стыдно за героиню, которая мне даже не нравится. Ан нет, это было бы слишком примитивно для великого гения Ассаяса!

На последней трети фильма начинается детектив, контрастирующий с общей вялоктекущей созерцательностью картины. Хозяйку убивают, героиню допрашивают в полиции и, думаете ее подозревают? Тем более, что в ее номер мистическим образом подбрасывают свежекупленные для жертвы побрякушки от Картье. А вот и нет! После страшной мистической сцены с кем-то, вломившимся в номер (нам не показывают ничего) идет красивая мистическая сцена с дверьми, в которые проходит невидимка. И невидимка этот (или эта, нас же не удостаивают объяснениями) слишком конкретен для фильма, построенного на намеках и недомолвках. И тут же берут убийцу, которым оказывается единственный человек, который мог бы в конструкции фильма им быть.

Мистика в фильме на мой взгляд позорно конкретна. И к концу фильма эта конкретность уже кажется юмористической на манер "Очень страшного кино". Когда происходит долгожданный контакт с мертвым братом, Морин его тупо игнорирует. Просто не замечает. И тогда ее буквально за шиворот тащат к повторному контакту, прямо в нос ей тычат: вот стакан, он висит в воздухе. Сам. Без ансамбля. Вот падает, прям как в том раз, что ты, дура отвернулась.

Ассаяс развешивает в фильме целый арсенал ружей, а потом усиленно демонстрирует, что они ему абсолютно не нужны. В итоге каждое из ружей оказывается бракованным. Если мистика, то прямо на глазах у зрителя - чуть ли не эктоплазма капает с потолка, как в Охотниках за привидениями. Если детектив, то абсолютно без тайны, жертву мы видели раза два по полминуты, и нам не то что ее не жалко, нам вообще на нее плевать. Убийцу мы тоже видели пять минут, и он для нас никто. Но вся детективная линия, если отбросить смски, которые вообще с убийством не связаны ничем, кроме их отправителя, протекает скоротечно, убили, расследовали, взяли преступника - и все это длится не дольше, чем звучит эта фраза. И опять же - главная интрига фильма, эти самые смски, вдруг раскрывается четко, без сомнений и вопросов. Там четко все, кроме главной героини. И непонятно за этой четкостью, на что потрачены час сорок пять минут. И почему при этой четкости фильм остается абсолютно невнятным. Но зато очень хорошо видно, как эта невнятность превращает созерцательность в тягомотность. Это крайне тягомотное и неприятное, хотя и вполне эстетичное зрелище, тянущееся мучительно долго. Но да, Кристин Стюарт в этой квелой роли чувствует себя как рыба в воде.
 

1 комментарий:

  1. Не смотрел, надо посмотреть.

    По моему, лучшие фильмы у Ассаяса это "Ирма Веп", "Летнее время", "Карлос" и "Зильс-Мария".

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.