среда, 7 марта 2018 г.

"Скверный анекдот" (1966)

Оригинал взят у chi_cha_choo в Скверный анекдот, 1966 г.

Кинопоиск


Фильм Александра Алова и Владимира Наумова "Скверный анекдот" по одноименному рассказу Ф.М. Достоевского неуместим ни в какие рецензии, тем более мои. Его создатели сумели выявить и перенести на кинопленку самую суть взаимного отчуждения. Фильм получился исторически точный и очень современный. В нем много символики, художественной и психологической достоверности. Он просто необъятный. В общем, не чувствую себя в праве писать рецензию, но очень хочется напомнить о хорошем кино. Пусть это будет мой субъективный отзыв и рекомендация к просмотру.

Жанр

Сатирическая трагикомедия. Социальная карикатура с элементами фантасмагории.

Сюжет

Россия, 19 век. Действительный статский советник, руководитель большого Департамента г-н Пралинский, возвращаясь с ВИП-вечеринки из гостей, оказался рядом с домом, где празднует свадьбу один из его подчиненных Пселдонимов. Ну и шел бы себе мимо. Ан, нет. Начальство решает осчастливить подчиненного своим неожиданным поздравлением, заходит на огонек и... далее сюжет развивается по анекдотическому сценарию: ожидание — реальность. Суровая реальность рядового служащего рвет в клочья все барские идиллические представления о жизни. Шок. Трэш. Угар.

Главные роли исполнили

Евгений Евстигнеев и Виктор Сергачев.

Что запомнилось?

Символика имен. Никто_ничто - подчиненный и молотый_миндаль_ в_сахаре - начальник.

Одинокий танец горбуньи в комнате со странно искривленным полом и настенными часами, которым не хватает завода. Горбунья робко запускает маятник часов и вальсирует под их тиканье, как под музыку. Потом часы стихают, маятник замирает, а она все кружится в своем пугающе отстраненном танце. Потом молится у лампадки. Действо отдаленно напоминает Твин-Пикс. Навевает чувство отрешенности всех ото всех, неприкаянности, остановившееся время, неоправданные надежды, замершую жизнь.

Сон Пселдонимова, в котором он пытается натянуть петлю на шею. Его останавливает Пралинский словами: "Пселдонимов? Браво!" У обеих завязаны глаза, они теряют друг друга, пытаются танцевать. Петля так и болтается в комнате. Петлю нам показывают и в начале фильма, когда Пралинский идет незнакомым переулком по направлению к дому Пселдонимова. Удавка как предзнаменование?

Операторская и художественная работа. Фильм снят так, что без компьютерной графики и спецэффектов, чувствуется жуткий холод и взаимная отстраненность в первой сцене, почти хичкоковский ужас обыденных диалогов, тревожное ожидание, полнейшая растерянность обеих сторон. Всеобщее смятение и несуразица. Все герои не на своем месте. Как будто кто-то невидимый перепутал фигуры на шахматном поле и непонятно, как доигрывать партию. Экранизация выявляет уже привычное влияние Гоголя на произведения Достоевского. И неуловимые настроения Зощенко, когда герои вляпались в дурацкую ситуацию и никак не могут оттуда выбраться, барахтаются нелепо, как букашки.

Причина, по которой фильм стоит посмотреть? Актуальность!

Например, кандидат в Президенты Собчак, приезжая в очередную Тьмутаракань, от души советует местным дамам "обязательно баловать себя". Зарплата 30 тысяч рублей, на которую особо не набалуешься, по мнению г-жи Собчак, — "отговорки".

Например, учителям и дошкольным педагогам советуют найти себе богатого мужа, раз они не могут жить на государственную зарплату. Где, как и когда искать — не уточняется.

Валентина Матвиенко пребывает в искренней уверенности, что студенты не покупают квартиры в 50 квадратных метров только от нежелания покупать жилье в 100 и более квадратов.

Частный самолет для собачек Шувалова уже давно никого не смущает.

Как и заявления главного Президента вроде: "Есть ветхое жильё, а есть аварийное! По аварийному жилью мы почти везде проблемы решили. Другое дело, что у нас аварийное от ветхого мало чем отличается". Он же участливо интересуется: "Зачем вам дороги?"

Ну и прочее из серии "держитесь там". И так далее.

Это не только о том, что сытый голодного не разумеет. Это о параллельных мирах. Ощущение разговора с инопланетянами через мутное искривленное стекло в помещении с искаженной акустикой.

О грядущих корпоративах с принудительным весельем и говорить нечего.

В 19-м веке не было интернета. Поэтому, тролли пулялись хлебным мякишем за столом. Эть!

Фильм, снятый в 1966 году, был запрещен. Вышел на экраны лишь в 1987 г. Художник постановщик картины Алексей Пархоменко не дожил до ее показа.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.