среда, 4 мая 2016 г.

"Сталкер" (1979)

Originally posted by miru_mir_68 at Кто был никем - тот и Стал…хер его знает чем
3268363

Кинопоиск

Обсуждение событий тридцатилетней давности вынесло «на берег» коллективного внимания, незаслуженно забытое имя Сталкер – одно из немногих слов, придуманных братьями Стругацкими, сделавшееся общеупотребительным. Происходит оно от английского to stalk, что означает «подкрадываться», «идти крадучись» и используется для обозначения ловкого охотника, упорного преследователя.

Широкое распространение в русском языке слово Сталкер приобрело после появления фильма Андрея Тарковского с одноименным названием. От романа братьев Стругацких «Пикник на обочине», по мотивам которого писался сценарий фильма, в нем остались только понятие Зона и Сталкер, но уже со значением «юродивый проводник».
 Да и Зона у Тарковского – это не зона «Пикника на обочине» Стругацких. В оригинальном произведении, она не более чем пространство аномалий инопланетного происхождения однозначно враждебных человеку.
Стругацкие так описывали свое отношение к замыслу режиссёра: «Мы написали сценарий-притчу. В Зону за исполнением своих заветных желаний идут модный Писатель и значительный Ученый, а ведет их Апостол нового вероучения, своего рода идеолог…. Но еще до начала работы нам с братом стало ясно: если Андрей Тарковский даже ошибается, то и ошибки его гениальны и стоят дюжины правильных решений обычных режиссеров».

Фильм стал повествованием не о совсем обычном путешествии. При более пристальном рассмотрении становится очевидным, что на первый план здесь выходит метафизическая, религиозная и даже мистическая проблематика. Тарковский всегда старался держаться подальше от политики, считая, что это может только помешать его фильмам и карьере. Его стихией была не злободневность, не аллюзии и прозрачные ассоциации, а метафизика.
Однако, напрашивается вопрос: насколько Тарковскому удалось справиться с им же поставленными проблемами? Мне кажется, что он повторил известную анекдотическую ситуацию с рабочими, которые пытались из украденных на заводе деталей собрать трактор, но у которых все время получалась ракета. А что еще можно было собрать из того материала, который представляла ему окружающая действительность? Забегая вперед, можно сказать, что Тарковский, быть может сам того не желая, стал «зеркалом контрэволюции», свидетелями и участниками которой были все мы.
 
tarkov3По словам самого Андрея, снятый им фильм – о победе материализма, о «трагедии человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить», а близким друзьям признавался, что в этом фильме он «легально коснулся трансцендентного». Он искренне считал, что «человек раздавлен сферой материального, что мы увязли в делах материальных, как муха в меду. И нам там удобно».

После того, как я сам предложил в этом журнале называть крайние формы «материализма» и «идеализма» одним словосочетанием: «суждение о трансцендентном», мне было проще разобраться в интеллектуальных метаниях известного режиссера. Для начала, нужно вспомнить в каком обществе приходилось ему работать. Это был (и остается, в значительной мере) мир острого дефицита компетентных суждений.
Чем Сталкер отличается от других? Он говорит о вещах, которых сам не понимает, он берется провести вас в Зону неведомого.  На прямой вопрос о характере предстоящего пути Сталкер пожимает плечами и честно признает: «Откуда я знаю? Я знаю, что это – дорога чистых душ. Я знаю, что здесь ничего нельзя бросать... Я знаю, что нам с вами здесь не пройти. Физика здесь не при чем. И геометрия здесь не при чем... Здесь чудо!». А где чудо, там и тайна, и авторитет. «Я понимаю, - говорит в фильме Писатель, -  почему ваш брат Сталкер сам никогда в Комнату не входит. А зачем? Вы же здесь властью упиваетесь, тайной, авторитетом! Какие уж тут еще могут быть желания!»

Один из первых сталкеров (коими богата земля русская: Сусанин, Ленин, Сталин) – мордвин Иван Сусанин Костромского уезда не знал даже русского языка.  Его родня, подавая челобитную царице, платила толмачу за перевод с финского костромского на российский «государев» язык.21o8U
И вот у нас почти готовый рецепт того как, использовав пресловутый социальный лифт, стать начальником Сталкером? Нужна тайна, нужно найти некую неведомую х_р_ю. И если бы меня попросили явить чудо, показать эту самую х_р_ю, я бы пригласил вас в «лабиринт марксизма», под которым  шумят воды Тиамат. Там, если помните, есть секретная комната. Вход в нее охраняет потомок Сфинкса – Свинтус, известный грекам под именем «свинга» – злобного демона разрушения. Свинтус задает всем кто входит «основной вопрос философии». И это не просто загадка, а, скорее, пароль. Отзыв, как вы, наверное, догадались, периодически меняется: большевики гордились тем, что они материалисты, а в последнее время все вдруг вспомнили про духовность.
Вот только путь нужно искать не в Зону, а из Зоны. Потому что весь мир – это тюрьма «со множеством затворов, темниц и подземелий», в которой «плети и глумленья века, гнет сильного, заносчивость властей и оскорбленья, чинимые безропотной заслуге»…
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.