Originally posted by vinaction at фильм «Любовь и смерть»
КинопоискНаверное, фильм «Любовь и смерть» самая масштабная постановка режиссёра Вуди Аллена. Во время просмотра мне не раз приходило в голову, что он на равных с Сергеем Бондарчуком и его «Войной и миром», настолько грандиозно сняты сцены боя. Настоящий Аустерлиц или Бородино. В этом фильме поражает то, как американец чутко передал «русскость».Столько экранизаций русской классики сделал Голливуд с полной серьёзностью желая воспеть нашу знаменитую классику и всюду полное фиаско. Фильмы воспринимаются как жалкая бутафория, русским духом там и не пахнет, только что имена знакомые остались. В фильме «Любовь и смерть» задача стояла прямо противоположная – поставить гигантскую пародию на эту нашу классику, от которой уже оскомина на зубах, так она затаскана всеми кому не лень. Затасканность Достоевского, Толстого, Пушкина,Чехова, клишированность нашего быта, постоянные вопли русских о мистической русской душе (как будто у других народов она напрочь отсутствует!), поиски какой-то запредельной духовности, нескончаемые разговоры о смерти и смысле жизни (когда сама жизнь уже кажется некоей философской категорией) всё это великолепно почувствовал Вуди Аллен и дал это прочувствовать нам тоже. В этом своём, безусловно, гениальном произведении, он сумел совместить несовместимое – русскую и американскую культуру, а вернее, пародию на них. И как весело получилось! С каким смаком! Как умело балансирует режиссёр у опасной черты, за которой вполне может оказаться пошлость и безвкусица, а то и вселенские обиды. Но нет, играя на поле Мела Брукса, он мастерски избегает повторов и глупостей, которых пруд пруди у режиссёра «Парней в трико» и «Сверкающих сёдел». Обратите внимание, что само название фильма «Любовь и смерть» это затасканные до отвращения слова. Они уже давно потеряли первоначальный смысл, превратились в клише. Их даже не надо пародировать. Они пародия на самих себя.
Фильм «Любовь и смерть» начинается с того, что осуждённый на смерть Борис Грушенко (Вуди Аллен) ожидая казни, мыслями обращается в прошлое. Далеко, далеко, в самое детство. Рассказывая о своих многочисленных родственниках, он вспоминает дядю Николая с его заразительным смехом (мы видим беззубую рожу во весь экран) и тут же комментарий Бориса «До чего же он был омерзителен!» Далее на ум приходят бабушка и дедушка, которые пронесли любовь друг к другу через всю жизнь. Бабушка и дедушка с испепеляющей ненавистью взирают друг на друга.
Милый отец, явный идиот, но Борис очень любил его. Дядя Григорий с сыном, Григорием младшим. Причём, Григорий младший был старше Григория старшего! Как вам такая математическая раскладка? Здесь и повсюду Вуди Аллен с лихвой прошёлся по нашей запутанной литературе, где мы сами-то концы с концами не могли свести, а что уж ждать от иностранцев. Я всегда их жалела, когда они брали в руки наши книги. Мало того, что наши имена не запомнить, так ещё и отчество подавай. А если фамилию присовокупить, всё, конец. Тупик. Начинай сначала читать. Бедные они бедные. И за что они любят нашу литературу? Но в путь! Продолжим вспоминать прошлое вместе с Борисом Дмитриевичем Грушенко (герой Вуди Аллена, если кто-то потерялся).
В детстве Борис воспринимал себя как распятого Христа. В разговорах со своим духовным батюшкой он пускался в глубокие споры о боге и его существовании, не забывая при этом пройтись по национальным стереотипам. Будучи евреем, он с присущим ему неподражаемым чувством юмора, отобразил все самые ходячие вымыслы и анекдоты, связанные с еврейским народом. Диалог с православным батюшкой:
-Но Спиноза не верил в Святую Троицу (слова Бориса)
-Спиноза был еврей ( батюшка достаёт из рясы какие-то картинки и показывает Борису)
-Ух, ты! Все евреи с рогами! (Борис)
-Это русские евреи. Немецкие евреи в полосочку. (батюшка)
Вот уже воспоминания коснулись взрослого периода жизни Бориса, его безответной влюблённости в кузину Соню (Дайан Китон).
Их разговоры это цитаты из философских трактатов. Ничего живого. Сплошной пафос. Соня экзальтированная натура, в которой наворочено столько всего. Это явно обобщающий портрет, пародия на всех Тургеневских и Чеховских девушек разом, у которых гормоны и идеи соединились в гремучую смесь. Соня: «Можно сказать я наполовину святая, наполовину шлюха».
Борис отвергает существование бога, Соня настаивает на том, что он есть. Аргумент Бориса «Если бы я хоть раз увидел чудо. Хоть самое маленькое. Неопалимую купину, или расступившиеся воды моря. Или хотя бы дядя Саша заработал хотя бы копейку». Соня признаётся, что для неё самое главное в будущем избраннике это его неоспоримый интеллект, возвышенные идеалы и тут же добавляет, что всю жизнь любит Ивана, брата Бориса. На что Борис резонно замечает:
«Ивана! Да он толком не может написать своё имя палкой на земле». Соня: «Но в нём есть животная притягательность!» Ну как точно подмечено! Я всегда в школе удивлялась этому парадоксу – спорили до хрипоты об идейных женщинах и девушках Анне Карениной и Наташе Ростовой. А о сексе ни слова. Будто не потому Каренина оставила мужа, не потому Ростова чуть не убежала с Курагиным. Чувствовалась какая-то фальшь в этих классных спорах, отсутствовал главный аргумент, Сонин аргумент – животная притягательность. Вот что правило и правит идейными девушками. Ничего нового под солнцем. Только зависит от того, в какой упаковке подаётся.
Дальше по сюжету один из братьев приносит ужасную весть о войне – Наполеон напал на Австрию. Комментарий Бориса «У него кончился коньяк карвуазье». Для самого Бориса наступают тяжёлые дни. Семья толкает его на войну, буквально пинком под зад.
Начальник: «Ты хочешь, чтобы русские объедались жирными соусами?» Горестно-завистливое солдатское «Не-е-т!» Начальник: «Ты хочешь, чтобы они каждый день лопали суфле и круассаны?»
Солдаты: «Не-е-т!»
Забываю вам сказать, что весь фильм идёт под музыку Сергея Прокофьева. Там, где надо взбодрить действие, Вуди Аллен вставляет «Тройку». Повсюду рассыпаны приветы братьям Маркс, Бобу Хоупу, Чарли Чаплину и без Бергмана не обошлось. После удачного приземления на палатку с французскими генералами, он получил целую тучу орденов и отпуск в Петербург, где сразу же отправился слушать «Волшебную флейту» Моцарта в Мариинский театр (Возможно, вы смотрели постановку этой оперы в режиссуре Ингмара Бергмана?).
Он спрашивает у своей соседки по ложе: «А в фойе продают кукурузу или жвачку?» В Петербурге он с радостью узнаёт, что Соня несчастлива в браке и скачет из койки в койку в поисках настоящей любви. А значит у него есть надежда на законный брак. Шанс вскоре представился, потому что её муж, селёдочный олигарх, преставился. Но Соня совсем не уверена, что хочет замуж за Бориса. Это ведь не настоящая любовь, а она хочет настоящей. Потому что секс без настоящей любви это пустое времяпрепровождение. Тут у Бориса появились возражения. Однако Соня решилась пойти на жертву из сострадания к Борису, которому предстояла дуэль с отпетым бретёром Северной Пальмиры.
Борис неудачно пококетничал с женщиной этого дуэлянта и был срочно вызван стреляться. Уверившись, что Бориса наверняка застрелят в дуэли утром, Соня бросилась в объятия друга детства накануне вечером. Нельзя без смеха смотреть эту дуэль. Евгений Онегин и Владимир Ленский- просто хрестоматийная картинка. Пародия высший класс. И так по-русски. Раненный в руку Борис вопрошает: «После химчистки отойдёт?»
Что же в дуэли его не убили, пришлось вступать в брак с Соней. Началась семейная жизнь.В это время Наполеон подходит к Москве и надо на что-то решиться. Идейная Соня уговаривает мужа прокрасться в столицу и застрелить врага отечества. Так Борис превращается в террориста. Неудачей заканчивается покушение, и он схвачен и заточён в тюрьму. Борис: «К счастью, это была французская тюрьма, и кормили неплохо». Следующий эпизод разговора Бориса с отцом, которому разрешено посещение, настоящий тест по литературе для всех желающих. Просьба написать в ваших комментариях, господа, сколько романов Фёдора Михайловича Достоевского упомянуто в нижеследующем диалоге.
-Помнишь, рядом с нами жил симпатичный паренёк Раскольников? Убил двух женщин! Мне рассказал Бобик, а ему братья Карамазовы.
-Наверное, в него вселились бесы?
-Он был всего лишь подросток!
-Ничего себе подросток! Он просто был идиот.
-Он считал себя униженным и оскорблённым.
-Я слышал, он был игрок?
-Он вполне мог быть твоим двойником.
-Просто записки из мёртвого дома!
В этой же тюрьме агностику Борису было видение.
Ангел посетил его и сказал не бояться смерти, потому что смерти не будет. Он будет помилован. Борис впадает в экзальтацию и произносит речь в защиту существования бога и благой веры. Но утром его всё-таки расстреляли, тем самым поправ окончательно его веру в господа. Но кому это интересно после смерти? В сопровождении этой пунктуальной дамы с косой Борис приходит к своему дому, где видит Соню у окна. Она в свою очередь замечает Бориса и не может не спросить «А каково это быть мёртвым?» На что у Бориса есть незамедлительный ответ: «Помнишь цыплят в ресторане Трескова? Это ещё хуже!» Соня уничтожена убийственным сравнением. Она-то думала, что ничего хуже тех цыплят не бывает.
И вот философ и интеллектуал Вуди Аллен делает своё заключение, оторвавшись, наконец, от своего героя Бориса:
«Вопрос в том, много ли я узнал о жизни? Только то, что у каждого есть душа и тело. Душа отвечает за всякие возвышенные сферы вроде поэзии и философии. А телу достаются одни развлечения. В конце концов смерть не самое худшее в этой жизни. Если вам приходилось выслушивать целый вечер страхового агента, вы меня прекрасно понимаете. Главное не думать, что смерть это конец. Это просто эффективный способ сократить свои расходы»
Согласитесь, что лучше при всём желании не скажешь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.