понедельник, 2 мая 2016 г.

"Звездная карта" (2014)

Каждый большой режиссёр, в конце концов, обязательно снимет свой собственный фильм про киноиндустрию. Это может быть признание в любви к кинематографу («Хранители времени» Мартина Скорсезе), размышление на тему творчества («Банзай, режиссёр!» и «Такешиз» Такеши Китано), исследование тёмных метафизических глубин мира кино («Малхолланд Драйв» и «Внутренняя империя» Дэвида Линча) или сатирический памфлет, коим и является «Звёздная карта» Дэвида Кроненберга.

Но Кроненберг не был бы собой, если бы его сатира была лишь сатирой. Да и сатирой то она является лишь внешне, на самом деле, данная картина – это очередное исследование мерзопакости человеческой, чем всю жизнь Кроненберг и занимается. Но если в раннем творчестве режиссёр показывал нам мерзость внешнюю (в том числе физиологические трансформации, мутации, сексуальные девиации, возникшие на почве физических травм и т.д.), то поздние фильмы режиссёра посвящены монстрам внутри человека, уродствам психологическим, которые невооружённому глазу не заметны, потому различимы понятны они могут быть (и то не всегда) лишь психиатрам.


В Голливуд не плевался желчью только ленивый или совсем конформистский режиссёр. Этим нас не удивишь, потому зубоскальство над жизнью звёзд (как молодых – ещё не достигших половозрелого возраста, так и стареющих, в ближайшем будущем уходящих из активного сексуального периода своей жизни), местами остроумное, местами – откровенно пошлое, мне не очень интересно. Хорошо, что это не единственный, хотя и значительный, сюжетный наполнитель (да, аналогия с кошачьим туалетом не случайна). Кроме рассказа о буднях голливудских «небожителей» (с их сексом, фекалиями, головными, спинными, копчиковыми и сердечными болями, а также бесконечными разговорами обо всём этом), в фильме также поднимаются и другие темы.

Призраки (навязчиво преследующие, если и не всех героев картины, то половину из них точно), инцест (любовь и брак между братом и сестрой, их последствия в виде двух детей с серьёзными дефектами в сознании), прощение и месть (именно в таком порядке: простившая было своего главного мучителя героиня Мии Васиковской вновь получает от него «под дых», после чего возвращает всё сторицей), Эдипов комплекс (в роли Эдипа – Джулианна Мур, в роли комплекса – Сара Гадон), массажная психотерапия (гуру-шарлатан в исполнении Джона Кьюсака «лечит» своих клиентов, активно прощупывая их «проблемные» места во время психотерапевтических сеансов), пиромания – всё это есть в фильме, эти ингредиенты перемешаны в крепкий коктейль, от которого с непривычки можно и сблевать.

Будьте осторожны, этот фильм – фирменное блюдо «от Дэвида Кроненберга». Здесь нет тошнотворных трансформаций, наподобие тех, когда человек превращается в муху, или писатель совокупляется с пишущей машинкой-жуком, но от этого картина не становится менее отталкивающей. Скорее наоборот – всё происходящее кажется ещё более отвратительным именно из-за того, что прикрыто маской пристойности.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.