суббота, 7 мая 2016 г.

"Тема" (1979)



Есть такое явление в советско-российском кинематографе, как Глеб Панфилов. Про таких обычно говорят: "Он стоит особняком, в тени своих великих современников."
Тарковского, Параджанова, Германа...

Я люблю его фильмы, в них есть своя, мне симпатичная интонация, своя тема, что сплетается/расплетается сквозь всё, им снятое, от "В огне брода нет" и "Начала" до "Романовых" и "В круге первом".
Тема верности и предательства. Верности себе, своим идеалам, своему долгу, своему делу, родине, большой и малой, своим близким, любимым. Тема, чрезвычайно актуальная сегодня и — "почему-то" непопулярная...

Верность олицетворяют, как правило, женские образы, предательство, увы, мужские. В традициях русской классической литературы, да и по жизни, оно, в общем то...
Валентина (юная Даша Михайлова, что запомнится нам именно этой ролью) в экранизации щемящей, пронзительной пьесы Вампилова, каждое утро починяющая "никому не нужный" палисадник в Богом забытой глуши. Который, действительно, "только мешает" деловым людям ходить напрямик в забегаловку...
Ниловна в "несвоевременной" экранизации знаменитого романа Максима Горького — и ключевой в этом фильме образ предателя и провокатора в исполнении Дмитрия Певцова.
Саша, в фильме с неоднозначной историей создания и признания, который так и называется — "Тема". Который "почему-то" вызвал "искреннее" удивление Евгения Евтушенко: "где это мы видели такого писателя?"

...Всмотритесь в этот образ, чудесно сыгранный гениальной русской актрисой Инной Чуриковой, — ведь это же пушкинская Татьяна, "в современных реалиях" (увы, уже ставших историей — 1979 год...)

И Евгений Онегин (Михаил Ульянов), тот самый писатель, постаревший, подурневший, померзевший, поподлевший, но всё же с тлеющим под грудой золы угольком. Из которого уже никогда не разгорится пламя...


...А Ленский уезжает в Америку. Хотя нет. В Америку уезжает всё таки Онегин. А Ленский — это как раз персонаж Михаила Ульянова, выживший в несостоявшейся дуэли, разменявший юношеский пыл на звон монет, которыми в Советском Союзе неплохо оплачивался "социальный заказ".

...Фильм ведь тоже был социальным заказом. И от него отказались более "чистоплотные" режиссёры. А Панфилов взял и сделал (в суровых условиях позднего застоя!) изысканную, артхаузную, фестивальную вещь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.