вторник, 31 мая 2016 г.

"Наши матери, наши отцы" (2013)

Originally posted by a_fixx at Кино и немцы

Кинопоиск

Когда в 2013 году трёхсерийный фильм "Наши матери, наши отцы" показали по немецкому телевидению и о нём прослышали в России, то, разумеется, без скандала и даже некоторой истерики не обошлось. Особенно глубокие аналитики называли фильм не иначе как "глумлением над многомиллионными жертвами нацизма и попыткой его реабилитации". Одни заголовки возмущённых статей чего стоят: "Показное благородство кровавых захватчиков", "Обыкновенный фальшизм", "Необыкновенный фашизм" и т. п. Даже МИД РФ по наводке доброжелателей направил официальное письмо послу Германии о "неприемлемости попыток ставить на одну доску совершенные на территории СССР массовые зверства гитлеровских войск и имевшие место отдельные эксцессы со стороны советских военнослужащих, строго каравшиеся военным руководством". Российское военно-историческое общество хватило ещё выше в своих оценках происходящего: "Фактически в Германии предпринята попытка пересмотра решений Нюрнбергского трибунала"...

Впрочем, вся эта пена быстро схлынула, и не было, наверное, нужды поднимать её снова, но не устаёшь поражаться человеческой слепоте. Где ж они там рассмотрели "глумление" и "реабилитацию"? В том, что немецкие солдаты в фильме не очень понимают, за что они воюют? Или в том, что некоторые из них показаны как живые люди, а не как привычные и удобные карикатурные нелюди в касках? А вот "доска", на которой уравнены зверства и гитлеровских, и советских войск (как ни отворачивайся от фактов, но зверели все), в фильме, может быть, и есть. Эта "доска" называется войной, и антивоенный пафос – главное в картине; даже прямым текстом, устами одного из героев сказано: "Война действительно вытаскивает наружу всё самое плохое в человеке". Не бог весть какое мудрёное кино, там всё очень отчётливо, но это работает. Сказать, что фильм способен у российского зрителя вызвать подлинное сочувствие к главным героям, среди которых двое – солдаты Вермахта, – может для кого-то звучать почти кощунственно, но так и есть.

Наверное, эта картина – вообще хорошая проверка на настоящую толерантность, умение выйти за узконациональные, даже узкоисторические границы. С какой-то высокой точки обзора - на эту точку зритель, правда, должен выйти самостоятельно, поскольку его-то как раз погружают в гущу происходящего, что подчёркивается и динамической съёмкой, - а с высокой точки видно, что любые войны происходят из-за глупых, пустых причин - амбиций политиков, вражды к чужакам, жажды самоутверждения (причём борьбы сил Света и Тьмы, как многим хочется это представлять, не получается, замарываются все: во Второй мировой был и Мюнхенский сговор, и раздел Польши, были бомбардировки Дрездена и Хиросимы), и гибнут обычные люди, у которых нет никаких по-человечески веских причин убивать друг друга. Вот это бы понять, что у войны и насилия не может быть оправданий (защитой национальных интересов или чем бы то ни было; любое нападение прикрывается защитой чего-то), а не тарахтеть о клевете и фальсификации.

Так что "Наши матери, наши отцы" – это отнюдь не про то, что немцы не виноваты, и Максим Кантор не по адресу направлял остриё своей статьи. (В этой статье, кроме прочего, одна странная фраза обратила на себя внимание: "Разница в убеждениях определяет благородство поступка, а иначе было бы все равно: отдать жизнь, работая врачом в чумном бараке или помереть, объевшись пельменями". Положим, "помереть, объевшись пельменями" – это и не поступок вовсе, а факт биологический или медицинский. Разница в убеждениях имеет, конечно, значение в некоторых (не самых важных) аспектах, но когда дело доходит до конкретного поступка, может ни черта не стоить. Закоренелый националист может спасти врага, а неисправимый либерал может предать друга. Никогда убеждения не мешали людям совершать благородные или чудовищные поступки. И подвиг, и преступление – дело предельно конкретное, причём возможное только там, где есть нравственный выбор, поэтому насчёт существования коллективных подвигов или преступлений у меня есть серьёзные сомнения, но это отдельная тема.) Немцы про свою вину знают лучше нашего. А порядочный человек, христианин тем паче, не станет другого бесконечно втаптывать в его вину, скорее, о своей будет помнить.

О художественной стороне фильма немудрено забыть в такой заварухе, когда враг затеял очередной подкоп под нашу Великую Историю. Конечно, это сериал, но с хорошей драматургией. Как в классическом романе-саге, герои постоянно сталкиваются, будто не на огромном пространстве от Берлина до Можайска находятся, а на узком пятачке. Каждая из пяти главных ролей имеет внутреннее развитие, особенно выразительны метаморфозы двух братьев, один из которых, начиная пацифистом и книжником, становится безразличным убийцей, а другой, наоборот, будучи образцовым многообещающим офицером, в итоге дезертирует. Очень неплохо работают актёры. Учитывая сложные психологические ситуации, нигде не пережимают в оценках. Видно, что они понимают, про что играют, и тема войны для них не пустой звук.

У Якова Кротова встретил когда-то фразу: "Все люди – плохие, каждый человек – хороший". Кажется, она стала понятнее. И фильм об этом тоже. Все вместе немецкие войска в той войне, да если на то пошло, и вся нацистская Германия – олицетворение зла, агрессии, ненависти. Это то, о чём у Леонида Филатова:

Что же это был за поход, что же это был за народ?
...
Не поймет ни сын твой, ни внук, как же это сразу и вдруг,
Населенье целой страны выродилось в бешеных сук!


А приближаешь камеру, и вместо бешеных сук – кто-то, способный на благородный поступок, но способный его и не сделать. Такой же, как ты, в общем-то.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.