понедельник, 30 мая 2016 г.

"Душка" (2007)



Йос Стеллинг достоин нашего внимания хотя бы потому, что за последние годы снял два русских (без всяких кавычек) фильма. И в то же время европейских, голландских — да! вот об этой связке смыслов мне и хотелось бы поговорить. Разговор как мне кажется — очень своевременный. Особенно после сбитого над Украиной/Россией Боинга с голландскими пассажирами на борту... Мне бы очень не хотелось здесь (да и где-нибудь ещё) втягиваться в дискуссию "знатоков" и "аналитиков" (и "патриотов"). Я — о другом совершенно. О чём? — пусть звучит кощунственно, но я не боюсь:
— О Господи! — Ты посмотрел фильм Стеллинга?
Или Стеллинг увидел каким-то невозможным мистическим зрением эту катастрофу и ... попытался её предотвратить.
Катастрофу не только с Боингом, не только отношений Украина-Россия, но и (точка зрения мастера высока, он не различает нас) Россия-Европа, или Европа-Россия, в данном случае так точнее.

Мы не поняли.
— Хватит с нас наших Звягинцева и Германа. Ещё какой-то голландец будет нам тыкать в нос наше ... (Нас, наших, наше ... — как же мы самодостаточны! ...)
Мы не поняли — о чём он? Исключая разве что великую Людмилу Марковну Гурченко — посмотрите хотя бы ради неё запись Закрытого показа с обсуждением этого фильма, сделанную за несколько месяцев до её ухода... Как она там живее критически настроенных кинодеятелей, пытающихся учить великого голландца — как ему снимать кино (я бы сократил минут до тридцати этот невозможно затянутый фильм). Давайте и мы не будем ... хотя бы потому, что это ... смешно — снимите сами что-либо подобное затянутое — и — сократите...
Я о фильме «Душка» — если ещё не ясно. После этой картины (и до Боинга...) Йос снял Девушка и Смерть — утончённую виньетку на полях великой русской литературы. Как признание в любви. К нашей литературе, к нашей культуре, к нашей ... Вы ещё не поняли? Вы ещё не поняли — что такое этот нелепый, невозможный, навязчивый (да — навязчивый!) персонаж Сергея Маковецкого? Которого бьют по щеке, в Летучем голландце, который многократно процитирован в этом фильме, тоже бьют по щеке — но по одной, всегда по одной! Но тут ... пытаются ударить и по другой, Душка подставляет — уворачивается — и пропадает после этого ключевого эпизода (извиниясь за спойлер).

Кто же он, этот Душка? Что ж, будем спойлить дальше... Картинам Стеллинга это не страшно. Их можно пересказать, с первого до последнего кадра (если получится...) — и вы будете с напряжённым интересом смотреть их от первого до последнего кадра (совершенно потрясающего в этой картине) — и увидите что-то своё.
Кто он? Посмотрите, как он появляется, откуда — в фильме не один раз будет показана эта лестница, напоминающая колодец в «Летучем голландце», где умирает/воскресает голландец — это небрежность? стареющий мастер "исписался"? ему не под силу придумать новые, свежие метафоры? — А зачем? Когда эта работает — сильнейшим образом. Из глубины, de profundis ... Поднимается...  И кто???
Нелепейшее существо, да ещё — "русский". — Вам здесь обидно? "Я не такая, я не жду трамвая". Бросьте... Вспомните гнома-горбуна в «Летучем голландце»... Он то уж точно не русский, как и другие отвратнейшие персонажи, "словно сошедшие с картин Босха". Что же мы то всё обижаемся? На обиженных ... К тому же — я, например, не бросаю в стакан чая двадцать ложек сахара (я вообще пью чай без сахара), не раздеваюсь до трусов при незнакомой девушке, да и вообще — тактично бы удалился в такой ситуации...
Проблема в том, что раз уж он появился (а обратите внимание, в какой момент он появляется!), Душка удалиться не может. Потому что он ... Вспомните, что так назвал его Боб, главный герой картины (и откуда в его сознание проникло это русское слово), а сам он, когда просят назвать его имя, указывая на себя пальцем говорит, нелепо улыбаясь: — Боб.

И возможно станет понятно, почему лейтмотивом Йос выбрал мелодию этой русской песни.
Как же мне, рябине ...
... А кто она, рябина то?
Россия, всё пытающаяся несколько веков перебраться к европейскому процветанию и благосостоянию — и всё не очень успешно, а теперь вот — Боинг...
Или, если попробовать взглянуть на фильм глазами его автора (это не так уж и трудно) ... или это — Европа ...
Которая всматривается в загадочную русскую душу вовсе не глазами любителя разгадывать кроссворды, а ... а глазами Йоса Стеллинга, для которого русская душа — душа Европы ...

PS.
... Понимаю, достоевщина, в зубах навязло, но — возможен другой взгляд на позднего Стеллинга?
Попробуйте... В любом случае — нашего внимания он достоин.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.