Оригинал взят у baby_lyaliko в Ирония судьбы, или с легким паром!
Кинопоиск
Новогодние праздники подкинули тему — в ленте встретила очередные ругательные посты про «Иронию судьбы». Все устарело, герои непонятны, все неправдоподобно, проклятый совок и так далее. А у меня как раз свежие впечатления — на каникулах смотрели с дочками. Тут надо сказать, что у меня никогда не было (и нет) на кухне телевизора и вот этого «нарезания салатиков под «Иронию судьбы», соответственно тоже никогда не было. Бывало, конечно, что, например, у мамы в комнате идет фильм по телеку и ты, заходя за чем-нибудь, залипаешь на какое-то время — но это совсем не тоже самое, что смотреть фоном. Так что «Иронию судьбы» я смотрела несколько раз за свою жизнь, но прям вот садилась и смотрела, внимательно. И сейчас тоже напишу ругательный пост! Я когда-то давно уже ругалась, сейчас продолжу.
Во-первых, мне не нравится, когда фильму предъявляют претензии, что он, дескать, за столько лет надоел. Ну казалось бы — фильм одновременно по всем каналам не транслируют, к просмотру не принуждают, каналов на ТВ сейчас десятки, выбирай любой. Не говоря уж о том, что можно вообще ТВ не смотреть — репрессий за это, слава Богу, нет. Но нет, бедные люди смотрят проклятый телек, смотрят по нему надоевший фильм, не могут переключить канал и страдают. Можно только посочувствовать. Понять их поведение невозможно.
Во-вторых, мне не нравится как героев, их слова и поведение разбирают «психологи». Вроде бы психологи должны видеть разницу между кусочком жизни и драматическим произведением, и соответственно между живым человеком и персонажем. Персонаж существует по своим законам, он не живой. Он движим не своей волей, а волей автора. И немалая часть того, что делает герой фильма — это не взаимодействие с другими героями, это взаимодействие со зрителями. Он делает что-то или говорит (или даже поет) — для зрителей. Чтобы зрителям за короткий срок, что идет фильм, стало понятно — что такое герой и что вообще происходит внутри произведения и внутри персонажа. Не говоря уж о том, что события в коротком произведении спрессованы, сжаты, опять же не как в реальной жизни.
В третьих, мне не нравится, когда люди забывают (или не хотят принимать во внимание) время создания произведения. А это важно! Фильм снят в определенное время и отражает определенные реалии и оценивать эти реалии механически прикладывая их к современности глупо. Работать в поликлинике или в школе в советские 70е было нормально, не «лузерство» и «нищебродство», а нормальная уважаемая работа (хотя про небольшую зарплату в фильме есть). Тем более, что Лукашин упоминает суточное дежурство — не знаю, было такое в поликлиниках или это значит, что он где-то еще подрабатывает? Получить квартиру от государства — пусть и малогабаритную с современной точки зрения - вообще отлично, других-то не было. До получения отдельного жилья люди часто жили в коммуналках и отдельному жилью очень радовались, даже если это жилье с мамой — со своей мамой-то, не с чужой, как в коммуналке. Наши герои получили жилье в многоэтажных панельках, не в хрущевках — тоже круто, как раз в 70 начали массово вводить серии выше 5 этажей и квартиры там попросторнее и большинство из нас в таких квартирах до сих пор живут вообще-то (про «не очень большие квартиры» тоже есть).
Несколько раз встретила упреки главным героям, что они из неполных семей, типа инфантилы, воспитанные матерями-одиночками. Этот упрек особенно «по-доброму» смотрится, если немножко напрячься и представить себе — а почему и Надя и Женя живут с только мамами, без отцов? Фильм вышел в 75, показана современность, значит действие происходит в начале 70х. Обоим героям за тридцать — 34 и 36. Значит они родились незадолго до войны, например 38-40 год.. Догадайтесь, что могло случиться с их отцами? И сравнимо ли то поколение «инфантилов» с нынешним?
Когда Женя говорит, что он вообще-то не пьет, почему-то нынче принято ему не верить и обзывать его алкашом. Хотя все очень правдоподобно — самое сильное опьянение, которое я встречала в жизни (несколько раз) настигало как раз людей непьющих — с непривычки их развозило до полной невменяемости. И некоторые из них действительно ни фига не помнили потом (впрочем пьющие тоже бывает не помнят). Тем более, что нам подчеркивают — герой был уставшим, не спал больше суток, не закусывал в процессе, а так же мешал напитки. Правда в реальности не трезвеют так быстро, даже на морозе — но уж давайте простим художественное преувеличение.
А уж одинаковые квартиры — ну камон, даже сейчас есть похожие новостройки и легко представить себе типовой интерьер (например из Икеи!) а уж тогда-то!
Так, с тогдашними реалиями и пропагандой алкоголизма немного разобрались, теперь дальше с героями давайте. И с песнями. Наверняка написано немало о роли песен в фильмах Рязанова вообще и в «Иронии судьбы» в частности, ну и ладно, я еще напишу. Главная тема фильма, вся его суть заявлена в самом начале фильма, пока еще идут титры, в первой же песне —
О, кто-нибудь, приди, нарушь
Чужих людей соединённость
И разобщённость близких душ!
И про Лукашина нам сразу рассказывают главное:
Со мною вот что происходит:
Совсем НЕ ТА ко мне приходит,
Мне руки на плечи кладёт
И у другой меня крадёт.
Вообще это стихотворение настолько идеально совпадает с сюжетом фильма, что кажется, что написано оно специально для него, хотя, это, конечно не так и стихотворение написано за много лет до съемок.
Та, у которой я украден,
В отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
А будет жить с собой в борьбе
И неосознанно наметит
Кого-то дальнего себе.
Когда Надя поет «о одиночество, как твой характер крут» — это она ведь не Ипполиту поет, это она нам, зрителям, поет, что Ипполит и есть тот «дальний» для нее.
Галя. Встретила в каком-то отзыве упрек — мол, ну как можно бросить такую милую девушку — хоть бы сделали ее злодейкой. Советское кино (слава богу) такие яркие краски в мелодрамах не использовало, злодейкой делать Галю не нужно, нам просто нужно показать, что она НЕ та. И вообще-то нам показывают. Если не салатики резать, а кино смотреть и слушать, что герои говорят. А говорят они вот что — Галя в течении буквально трех минут экранного времени продавливает Женю на отказ от его планов, от его друзей и его обещания, несколько раз упоминает какого-то мужика (или мужиков), которые ее куда-то там зовут, ну чтобы Женя больше ценил и уговаривал остаться. Говорит «неужели ты мне сделаешь предложение? Я боюсь, что у тебя никогда не хватит смелости» — кажется такое поведение модная блогер называет «щипцами»? Успевает показать свое отношение к потенциальной свекрови: «А мама как? А мама уйдет. У тебя мировая мама — она все приготовит, я ей помогу, и уйдет». И когда раздается звонок из Ленинграда она ведет себя как Ипполит — подозревает и ревнует. Она не радуется, что он живой вообще-то нашелся, а думает о себе. И, кстати, получив признание в любви и ключи от квартиры она не отвечает никак на это признание, даже на прямой вопрос, она говорит «ну я же взяла ключи». И уж совсем железным тоном добавляет «Обойдутся» на слова «с Катанянами не очень хорошо получилось». Так что Галя та еще жучка. И зачем ей этот Женя, кроме как командовать — не очень понятно.. Впрочем, у нее тоже возраст — даже если она «сильно моложе» Лукашина — сколько ей? 28? 26? Даже 24 по тем временам не первая молодость.
Галю сделали похожей с Ипполитом. Понятно, что они персонажи второстепенные и мы вообще мало про них знаем — кто они, откуда, кем работают. Нам показывают только, что они оба ревнивы, подозрительны, склонны командовать и не доверять. И прагматичны — на рассказ про баню одинаково реагируют — какая баня, есть же ванна!
А Ипполит? Судя по словам Нади об «одном условии, не быть ревнивым» — это не первый раз. И вообще-то это очень серьезный недостаток. Не говоря уж о том, что к Наде он относится свысока, высказывает что она безалаберная, непутевая, легкомысленная, и т.п. Она с ним скована, не откровенна - например говорит, что обожает встречать новый год, а потом Жене признается, что ненавидит праздники, потому что всегда оставалась одна. Так что Надя тоже не то чтобы теряет очень гармоничные отношения.. Хотя, конечно, и Ипполита и Галю жалко.
И, кстати, в фильме ведь нет однозначности — кто прав — Женя или Ипполит? Высказаться дают всем, Ипполита не делают однозначно отрицательным — как и Галю. Все, в чем можно обвинить Лукашина высказывает ему Ипполит, суровей критики и придумать нельзя. И это как раз то, что делает фильм таким хорошим — неоднозначность образов, взгляд на историю с двух сторон. Авторы не дают нам готовое решение - «думайте сами, решайте сами». А еще отличная драматургия. От комедии к драме, к мелодраме. От неприязни и ненависти к симпатии и любви.
И третий огромный плюс — как раз то, что герои не идеальны. Идеальным героям не нужно чудо, у них и так все идеально, а чудо нужно вот таким — слабым, смешным, несовершенным, одним словом, обычным. Хорошая игра актеров, хорошие песни и все прочее — это тоже плюс, конечно. Но не главный.
Несмотря на то, что это уже не первая рецензия на "Иронию судьбы", мне кажется она, как никакая другая, подходит сообществу СИНЕМАТЕКА. Ведь его главная цель - попытаться понять окружающую нас жизнь с помощью киноискусства. Фильм Разяанова в этом смысле служит той путеводной звездной, позволяющей нам понять, куда мы движемся и насколько мы удалились. Поэтому я не согласен с автором. Критикуют героев фильма не потому, что не понимают того времени или условность киноискусства, а потому, что пытаются понять, где мы находимся сегодня.
ОтветитьУдалить