среда, 29 апреля 2020 г.

"Любовник" (2002)


Кинопоиск


Фильм – психологический взрыв.

Его тянет смотреть, как тянет разгадать загадку, как тянет его героя садиться и садиться в трамвай, чтобы напитаться ускользнувшей от него жизнью. Как-то в фильме соединилось интересное решение темы, невзрачная обыденность фона, а на этом фоне в деталях выписанные, достоверные, мельчайшие подробности психологии персонажей. И никакой напускной красивости.

Связь у Дмитрия Чарышева с женой Леной - та, которая неуязвима для соблазнов, слабостей, ошибок, и если были такие, то они не могли встать вровень с их сродненностью и избранностью. Их здание жизни построено на фундаменте единственного и безошибочного выбора, на их превосходстве в глазах друг друга над всем остальным миром, и поэтому на безоговорочной верности.

Так полагал Дмитрий Чарышев. Так понимаешь из его поведения.

Опрокидывающая, невероятная правда о том, что прожитая жизнь - обман, начинается случайно найденным письмом, и потом, набирая обороты, обретает размеры, не вмещающиеся в его сознание. 15 лет счастливой жизни, семейного уюта, радостного общения с общими друзьями, удовольствия от лингвистического и музыкального творчества, были годами обмана, все это время его жена принадлежала другому, и принадлежала настолько серьезно, что та неразрывность, которая у Дмитрия была с ней, на самом деле была собственностью другого человека. Все новые и новые ошеломляющие подробности крушат его жизнь, отнимают все, из чего она состояла. Уходит из жизни его жена, и потом она уходит еще раз, из его жизни - в жизнь Ивана. Уходит чужой походкой в свою жизнь его сын, теперь не его. Друзья превратились из друзей в объект расследования. Работа потеряла смысл. И сам он, Митя, занимает теперь в этих 15 годах, по сути, место любовника, а не мужа …

Теперь Дмитрий Александрович Чарышев должен решить задачу – почему? Где тот смысл, ради которого совершался столь масштабный, непонятно чем оправданный обман? Напряженно и безуспешно пытается он решить эту задачу. Нет разгадки. Оторопь сменяется старательными попытками осмысления, ярость и злость, презрение ‒ новыми волнами любви и неутолимого сожаления. А неразрешимость загадки только укрепляется в душераздирающей непонятности. Психологизм, который являет Олег Янковский в этой роли, - 100 баллов по 100-балльной шкале.

Видимо, и у Лены и у Ивана были свои резоны в такой истории, их мимолетные свидетельства можно увидеть или угадать в мастерски построенных и исполненных диалогах, сценах, развитии знакомства мужа и любовника (или любовника и мужа). в простых и честных ответах Ивана, хорошего в общем человека, хотя и вызывающего в нескольких сценах отвращение запущенностью своей жизни, грубым стремлением забрать из чужой жизни «все свое». Какие такие были у Лены доминанты, которые совпали с ним?


Жизнь так разрушена, а загадка так непостижима (или простота разгадки и открывшаяся чуждость жены его окончательно опустошили?), что и перспективы жизни не стало. Все заканчивается в пустом холодном трамвае 428, который возил неверную жену Елену Чарышеву, 38-ми лет, из Столярного переулка в ее параллельную настоящую жизнь…

8 комментариев:

  1. Есть фильмы, снятые как бы в реалистическом стиле, но с фантастическим сюжетом. Не может человек быть одновременно и порядочным, и законченным лгуном. Штирлиц нас приучил, что может и в этом его огромная роль в разрушении морали советского человека. В том же 2002 году был снят еще одни фильм по сценарию Геннадия Островского - "В движении". Сюжет этого фильма намного правдоподобней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эффект достоверности прямо затягивает. Еще сопровождается хорошим исполнением.

      Удалить
    2. В этом его пагубность. Людям внушают, что можно быть порядочным, будучи патологическим лжецом.

      Удалить
    3. А кто здесь лжец? Лена, Лена и Иван или все трое?

      Удалить
  2. вот для меня этот мир не очень понятен.
    Это наверное из области творчества Бергмана или Антониони. Но там как бы созерцаешь как люди мучаются и себя в фильме не ищешь.
    А здесь кино российское и надо как бы себя там искать. Но слишком все не для меня.
    Как я и сказал я еще маленький. Любовь и инстинкты у меня не смешиваются

    ОтветитьУдалить
  3. тут еще такой момент что Муж это респектабельный ученый в исполнении Янковского. А любовник это офицер танковых войск. Такой мужик в общем-то. Играет его Гармаш.
    И вот что она в нем нашла? Чего ей не хватало?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я фильм не смотрел. Видел краем глаза эпизод, но меня не зацепило, показалось слишком наигранным. Для меня Валерий Тодоровский - коньюнктурщик, снимающий фильмы для нужд правящей элиты. В 2002 году была необходимость показать, что время интеллектуалов, делавших Перестройку, прошло. Вот такой посыл я вижу в танкисте Гармаша.

      Удалить
    2. отчасти я с вами согласен. Любой кто работает в российском кинематографе продался системе.
      Мне было лет 18 когда смотрел. Фирменный юмор. Но тема не моя. Мне нужен экстрим

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.