Оригинал взят у Вита Калинина в ЛЮБОВНИК (В. Тодоровский. 2002)
Кинопоиск
Фильм – психологический взрыв.
Его тянет смотреть, как тянет разгадать загадку, как тянет его героя садиться и садиться в трамвай, чтобы напитаться ускользнувшей от него жизнью. Как-то в фильме соединилось интересное решение темы, невзрачная обыденность фона, а на этом фоне в деталях выписанные, достоверные, мельчайшие подробности психологии персонажей. И никакой напускной красивости.
Связь у Дмитрия Чарышева с женой Леной - та, которая неуязвима для соблазнов, слабостей, ошибок, и если были такие, то они не могли встать вровень с их сродненностью и избранностью. Их здание жизни построено на фундаменте единственного и безошибочного выбора, на их превосходстве в глазах друг друга над всем остальным миром, и поэтому на безоговорочной верности.
Так полагал Дмитрий Чарышев. Так понимаешь из его поведения.
Опрокидывающая, невероятная правда о том, что прожитая жизнь - обман, начинается случайно найденным письмом, и потом, набирая обороты, обретает размеры, не вмещающиеся в его сознание. 15 лет счастливой жизни, семейного уюта, радостного общения с общими друзьями, удовольствия от лингвистического и музыкального творчества, были годами обмана, все это время его жена принадлежала другому, и принадлежала настолько серьезно, что та неразрывность, которая у Дмитрия была с ней, на самом деле была собственностью другого человека. Все новые и новые ошеломляющие подробности крушат его жизнь, отнимают все, из чего она состояла. Уходит из жизни его жена, и потом она уходит еще раз, из его жизни - в жизнь Ивана. Уходит чужой походкой в свою жизнь его сын, теперь не его. Друзья превратились из друзей в объект расследования. Работа потеряла смысл. И сам он, Митя, занимает теперь в этих 15 годах, по сути, место любовника, а не мужа …
Теперь Дмитрий Александрович Чарышев должен решить задачу – почему? Где тот смысл, ради которого совершался столь масштабный, непонятно чем оправданный обман? Напряженно и безуспешно пытается он решить эту задачу. Нет разгадки. Оторопь сменяется старательными попытками осмысления, ярость и злость, презрение ‒ новыми волнами любви и неутолимого сожаления. А неразрешимость загадки только укрепляется в душераздирающей непонятности. Психологизм, который являет Олег Янковский в этой роли, - 100 баллов по 100-балльной шкале.
Видимо, и у Лены и у Ивана были свои резоны в такой истории, их мимолетные свидетельства можно увидеть или угадать в мастерски построенных и исполненных диалогах, сценах, развитии знакомства мужа и любовника (или любовника и мужа). в простых и честных ответах Ивана, хорошего в общем человека, хотя и вызывающего в нескольких сценах отвращение запущенностью своей жизни, грубым стремлением забрать из чужой жизни «все свое». Какие такие были у Лены доминанты, которые совпали с ним?
Жизнь так разрушена, а загадка так непостижима (или простота разгадки и открывшаяся чуждость жены его окончательно опустошили?), что и перспективы жизни не стало. Все заканчивается в пустом холодном трамвае 428, который возил неверную жену Елену Чарышеву, 38-ми лет, из Столярного переулка в ее параллельную настоящую жизнь…
Есть фильмы, снятые как бы в реалистическом стиле, но с фантастическим сюжетом. Не может человек быть одновременно и порядочным, и законченным лгуном. Штирлиц нас приучил, что может и в этом его огромная роль в разрушении морали советского человека. В том же 2002 году был снят еще одни фильм по сценарию Геннадия Островского - "В движении". Сюжет этого фильма намного правдоподобней.
ОтветитьУдалитьЭффект достоверности прямо затягивает. Еще сопровождается хорошим исполнением.
УдалитьВ этом его пагубность. Людям внушают, что можно быть порядочным, будучи патологическим лжецом.
УдалитьА кто здесь лжец? Лена, Лена и Иван или все трое?
Удалитьвот для меня этот мир не очень понятен.
ОтветитьУдалитьЭто наверное из области творчества Бергмана или Антониони. Но там как бы созерцаешь как люди мучаются и себя в фильме не ищешь.
А здесь кино российское и надо как бы себя там искать. Но слишком все не для меня.
Как я и сказал я еще маленький. Любовь и инстинкты у меня не смешиваются
тут еще такой момент что Муж это респектабельный ученый в исполнении Янковского. А любовник это офицер танковых войск. Такой мужик в общем-то. Играет его Гармаш.
ОтветитьУдалитьИ вот что она в нем нашла? Чего ей не хватало?
Я фильм не смотрел. Видел краем глаза эпизод, но меня не зацепило, показалось слишком наигранным. Для меня Валерий Тодоровский - коньюнктурщик, снимающий фильмы для нужд правящей элиты. В 2002 году была необходимость показать, что время интеллектуалов, делавших Перестройку, прошло. Вот такой посыл я вижу в танкисте Гармаша.
Удалитьотчасти я с вами согласен. Любой кто работает в российском кинематографе продался системе.
УдалитьМне было лет 18 когда смотрел. Фирменный юмор. Но тема не моя. Мне нужен экстрим