Оригинал взят у shu_me_rka в Премия
КинопоискСоветская драма про столкновение честных и принципиальных рабочих с государственной системой.
Очень любопытный, камерный фильм, практически все события проходят в одной комнате, где собрался партсовет по просьбе бригадира. Его бригада в полном составе отказалась получать премию, которую им выплатили за переработку плана. Объяснить свой поступок они отказались, решив внести ясность только на партсобрании.
Собрание начиналось как рядовое, проходное, все участвующие скучали, уверенные, что через полчаса пойдут домой. Не подозревая, что этот случай раскроет многие секреты, проявит сущность каждого и очень сильно изменит их последующую жизнь.
Больше всего мне понравилось наблюдать за взаимосвязью между характерами героев, их мотивами и аргументами, которые они приводили в защиту своего мнения. Очень показательно, насколько разные люди считают важным разные вещи. Кто-то думает о честности и справедливости, кто-то видит сложные последствия для всего треста, а кого-то заботят только чувства простых рабочих, их эмоции и настроения.
На самом деле, это невероятно интересно, кто как видит одну и ту же ситуацию, обращает внимание на совершенно разные моменты. И как один и тот же поступок одним трактуется как подлость, другим как попытка всех спасти, а третьи вообще думают о другом. Плюс насколько сложно судить о чем-то, что случилось в прошлом, даже недалеком! Воспоминания противоречат друг другу, каждый запоминает что-то свое, уже невозможно выяснить, что же было на самом деле.
В главном герое, которого потрясающе сыграл Леонов, чувствуется упрямая убежденность в своей правоте, уверенность в поддержке своей бригады, желание бороться за справедливость несмотря на последствия. И это не просто субъективная вера, она подкреплена исследованиями, просчетами, серьезной и глубокой интеллектуальной работой. Эта идея, огромное желание сделать жизнь простых рабочих лучше, даже если в краткосрочной перспективе они будут лишены денег и столкнутся с трудностями. Это вызывает восхищение - умение увидеть картину целиком, не только со своей ступеньки простого бригадира, который "не рассуждает, не несет ответственности за "объективные причины", принимает все как должное и делает только то, что положено".
Нет, это - гораздо больше и прекраснее, это - попытки изменить систему, сдвинуть машину с накатанных рельс из безалаберности, бюрократии и халатности.
С другой стороны, такие попытки выглядят очень наивными и идеалистичными. Сразу в голове появляется мысль - так не бывает, в жизни все сложилось бы по-другому, никто бы не стал его слушать и выставлять его идею на честное голосование. А в особенности решение главного руководителя стройки выглядит слишком натянутым в попытке закончить фильм хэппи эндом.
Может быть, именно такая сильная и несокрушимая вера в лучшее, в правду и справедливость в итоге только и может что-то действительно изменить? Но в наше время люди стали слишком циничны, эгоистичны и разуверились в том, что справедливость может восторжествовать. Такие истории сначала вызывают реакцию недоверия, а потом уже приходит грустное осознание того, что это вот недоверие, боязнь что-то самому сделать, попытаться что-то изменить - и есть причина того, как мы сейчас живем. Индивидуализм крепко проник во все наши суждения и поступки. Только если раньше это осуждалось и порицалось, сейчас это стало нормой и идеалом жизни.
Живи для себя, пойми что ты хочешь, если с супругом не сложилось - разведись и т.д. Не осталось монументальных ценностей, таких как патриотизм или ценность семьи, верность традициям или даже той самой религии. Я не говорю, что это плохо, жизнь меняется и люди меняются вместе с ней. Но приобретая что-то, мы также и теряем очень многое. Это просто надо понять и осознать.
В общем, если хочется поразминать голову
вопросами морали, честности, социальных мотивов, посмотреть на прекрасную игру актеров, окунуться в атмосферу советских реалий (такую другую, а в чем-то совершенно такую же, как и сейчас) - от души рекомендую этот фильм.
Режиссер Сергей Микаэлян экранизировал в 1965 году роман Даниила Гранина "Иду на грозу". Еще один из его известных фильмов - "Влюблен по собственному желанию" (1982). Александр Гельман был автором сценария фильма Виталия Мельникова "Ксения, любимая жена Федора", снятого в стиле соцманьеризма в том же 1974 году, и фильма Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1980).
ОтветитьУдалитьЯ под рецензией на фильм "Мы, нижеподписавшиеся" уже писал, что вот такие ситуации ярче всего демонстрируют преимущества конкурентно-рыночной экономики, где главным аргументом становятся финансовые показатели компании. И тогда уже никого убеждать с пеной у рта не приходится.
ОтветитьУдалить