Оригинал взят у Elena Galochkina в «Фрэнсис» (“Frances”)
КинопоискЭтот фильм я смотрела совсем молодой девчонкой. Не в 1982 году, конечно, попозже, и было мне тогда, думаю, не больше 20 лет. Он произвёл на меня неизгладимое впечатление. Недавно я пересмотрела его снова, почти через 30 лет. Впечатление было уже, конечно, другим, но таким же сильным. Это – один из лучших фильмов, которые я видела когда-либо.
Рассказывает он о жизни американской актрисы
Фрэнсис Фармер (1913-1970). Расцвет её карьеры пришёлся на 30-40 годы прошлого века. Но это не столько байопик, сколько психологическая драма. Или даже трагедия, потому что судьбы этой талантливой и яркой личности сложилась очень непросто. И одной из причин этого стали её отношения с матерью. Я бы вообще сделала этот фильм учебным пособием для студентов-психологов. Потому что личная история каждого первого нашего клиента рано или поздно приходит в точку под названием «я и моя мама». Уж очень хорошо там показана природа и развитие зависимых, созависимых и контрзависимых отношений в семье. Авторы, конечно, добавили художественного вымысла, но, я уверена, они при этом не сильно погрешили против истины.Актёры просто великолепны. Джессика Ланж, которую я знала только по «Тутси» и которая представлялась мне такой милой среднестатистической голливудской «актриской», неожиданно выдала мощную и тонкую игру, которая рвёт сердце зрителю. А мать-то как хороша! Её играет Ким Стэнли. Она сделала эту поистине демоническую фигуру живой, настоящей, противоречивой и вместе с тем цельной. Хотя, большую часть фильма, мне, 20-летней, конечно, хотелось её убить. Да это и понятно, я ведь смотрела фильм исключительно глазами дочери тогда. Сейчас вижу это уже совсем иначе. И Лилиан Фармер вызывает теперь у меня больше понимания и сочувствия. Это и её личная драма тоже, не только Фрэнсис.
Обе актрисы номинировались на «Оскара» за эти роли. Но не получили, насколько я знаю.
А для тех, кто посмотрел, часть вторая – спойлерная. Итак, что же за отношения были у Фрэнсис с матерью?..
В разгар подросткового бунта Лилиан поддержала дочь в её противостоянии общественной морали. Помните, в самом начале фильма, она гордо выходит из церкви за Фрэнсис после того, как та прочитала своё сочинение, отрицающее бога, которое, на её беду, победило в общеамериканском конкурсе школьных сочинений? Ещё при этом и говорит что-то резкое прихожанке, которая пожелала Фрэнсис сгореть в аду за её отречение от бога.
Очевидно, что мать видит во Фрэнсис большой потенциал и вроде как хочет помочь ей его раскрыть. Она на стороне дочери вплоть до того момента, как та бросает Голливуд и посылает ко всем чертям свою кинокарьеру. Тут-то и выясняется, что Лилиан нужна не любая дочь, а только успешная и знаменитая. Просто живая иллюстрация матери-неудачницы, жаждущей получить признание, а главное, самоуважение, за счёт успешных детей.
И тут бы Фрэнсис понять это и уйти. И случился бы тогда столь желанный хэппи-енд… но не было бы фильма. Выяснилось, что Фрэнсис, эта бунтарка и воительница, зависима от матери, причём в контрзависимой форме. Действуя по принципу «Назло мужу сяду в лужу», она пускается во все тяжкие, а потом, скуля, приползает домой к матери, как побитая собака. И это продолжается много лет по одному и тому же сценарию. И вроде поддержка у неё есть в лице безнадёжно влюблённого в неё Гарри. Есть молодость, красота, мозги, опыт. Что же мешает ей порвать этот порочный круг зависимости, который разрушает её изнутри? Вот уж вопрос вопросов. Не знаю я ответа на него. Как известно, подлинные произведения искусства не дают ответов, они ставят правильные вопросы. И фильм «Фрэнсис» делает это превосходно.
Финал, конечно, добивает окончательно. Хотя в реальности факт лоботомии в жизни Фрэнсис Фармер не подтверждён. Но, даже если это и вымысел авторов, он абсолютно достоверен. Я вполне могу себе представить такой финал этой истории. Хотя, конечно, по-прежнему ужасно хочется пресловутого хэппи-енда. Но возможен ли он тут?… Не знаю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.