воскресенье, 12 апреля 2020 г.

"Бродяга" (2014)


Кинопоиск


Фильм Дэвида Лео Шульца "Бродяга" (Ragamuffin) в очередной раз пробудил во мне всё многообразие перебивающих друг друга голосов, хвалящих Америку и клянущих её. Режиссёр Дэвид Шульц - не вызывающий у меня никакого интереса комедийный актёр и сценарист. Сюжетная канва фильма - биография христианского музыканта и певца, квакера Ричарда Маллинса (Rich Mullins), одного из творцов столь нелюбимой мной современной протестантской музыки. Более чем двухчасовое пространство фильма совершенно по-американски переполнено бесконечными проповедями и разговорами на религиозные темы. Через весь фильм звучит рефреном заезженная тема отцовской любви, недостаток которой мешает повзрослевшему сыну воспринимать Бога как любящего Отца. И везде эти несносные искренние американцы в джинсах и футболках, без устали воспроизводящие стандартный набор речевых клише: "я тут подумал и решил", "у меня есть неплохая идея", "ты в порядке?", "отлично, чувак!", "у тебя всё получится", "а почему бы и нет?".

И вместе с тем - неспешное, вязкое, монотонное повествование, в котором, при желании, можно найти немало недостатков, кроме одного - стремления создать психологически комфортный и коммерчески привлекательный action. Нескончаемые разговоры о Боге в этом фильме все до одного отличаются неподдельной жизненностью, правдивостью, глубиной. Главный герой - вовсе не сияющий счастьем гигант веры с Библией под мышкой, но живой, противоречивый, неуверенный в себе, мятущийся человек. Песни Маллинса, спетые более высоким и нервным голосом Майкла Коча под аккомпанемент одного фортепиано, звучат просто волшебно. И самое главное - режиссёр, кто бы он не был и какой бы чепухой ни занимался раньше, в этом фильме широко раскрыл окно в величественный, щедрый, просторный мир американского неба, равнин и лесов.

"Бродяга" (слово ragamuffin точнее было бы перевести как "оборванец") - фильм о принципиальной неустроенности, необеспеченности, бесприютности любого, даже христианского существования. Вера не делает человека неуязвимым для чувства одиночества, не избавляет от сомнений и не даёт ответов на все вопросы. Герой фильма признаётся: "Я чувствую себя нормально только в том случае, если не кривлю душой... Я не свободен. Я чувствую себя неудачником. Своей музыкой я хочу вселить в людей надежду. Люди же хотят видеть во мне идеал. Я всегда борюсь с этой тьмой, которая окружает меня".

Для себя я характеризую "Бродягу" как творческий акт преодоления - он преодолевает изнутри стереотипное, шаблонное евангелическое христианство, в которое не вписываются ни хаотический мир авторов Псалтыри, ни беспокойные поиски святости вдохновлявшего героя фильма Франциска Ассизского. Чувство успокоенности, довольства тем, что есть - западня и ловушка. Можно сколько угодно обманывать себя, но жажда и голод сердца в этом мире никогда не могут быть в полной мере удовлетворены. Я говорю об этом так: счастье невозможно. В одной из песен Рич поёт: "Этот мир – не мой дом. Я больше не могу чувствовать себя как дома. В этом мире его больше нет". Это мучительное чувство сиротства - одно из проявлений нашей свободы от зла и смерти. Святой Дух утешает и согревает наши сердца, но раз за разом Он снова скрывается, чтобы мы искали Его, сознавая свою незащищённость, свою неспособность смириться с тем, что мир лежит во зле (1 Ин. 5. 19).

В этом проникновенном фильме мне оказалась очень дорога мысль о том, что верующий человек - это не супермен, свободный от человеческих слабостей. Как бы он ни старался быть святым, достичь нравственного совершенства всё равно не получится. Впечатлить Бога своими добродетелями тоже не выйдет. Христианство держится не на законе заповедей (Еф. 2. 15), хотя он и необходим для нас, а на необъяснимой и невероятной любви Бога к каждому из нас. В неё трудно поверить, но только в ней - наша единственная надежда:

"Я абсолютно убеждён, что в Судный день Господь наш Иисус задаст один-единственный вопрос: «Верил ли ты, что Я любил тебя, что Я верил в тебя, что Я вёл тебя день за днём, что Я хотел услышать твой голос?» Истинные верующие ответят так: я верил в Твою любовь, я пытался прожить жизнь так, чтобы обо мне могли вспомнить. Но среди нас много и тех, кто, являясь членом общины, посещая церковные службы, даст такой ответ: если честно, то нет, Сэр; я никогда не верил в это. И в этом разница между истинными верующими и теми, кто называют себя христианами (их сейчас очень много во всём мире)... Бог открывает Себя не многим, клянусь Иисусом, Который однажды придёт к тебе и скажет: «У меня для тебя кое-что есть. Я знаю историю всей твоей жизни. Я знаю все скелеты в твоём шкафу. Я знаю все случаи, когда ты грешил, был опозорен и непорядочен. И ослабевшую любовь, которая омрачила твоё прошлое. Я знаю о твоей угасшей вере и о неправедной жизни, о твоём непостоянном следовании за Мной. И вот тебе Моё слово: будь уверен, Я всё равно люблю тебя таким, какой ты есть, а не таким, каким ты должен быть». Ибо мы все не такие, какими должны быть".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.