понедельник, 6 апреля 2020 г.

"Кафедра" (1982)

Оригинал взят у Dmitry Vilchik в (без темы)

Кинопоиск

- За долгие годы преподавания я пришел к странному убеждению. Конечно, важно, чему учить. Но гораздо важнее, как учить и кто учит.

Что останется после нас? Что должно остаться после нас, чтобы о нас помнили… Не проклинали, не плевались или не зевали при упоминании нашего имени… А, чтобы помнили… Должен ли это быть «главный труд жизни»? Или сама жизнь (как факт), сам талант, проявленная доброта – и есть «главный труд»? И не нужно никаких томов и монументов?

Грубый глупый обман. Обман, который в любую минуту может вскрыться. И «гнилая» интеллигентность, которая не позволяет этот обман вскрыть. Дабы не поставить человека (а еще больше – себя!) в неловкое положение.

Хорошие люди вовсе не обязательно похожи друг на друга. Они могут быть очень разными. Казаться антиподами. По-разному говорить, по-разному поступать в схожих ситуациях, по-разному… да все делать по-разному. Но о каждом из них, в конечном итоге, можно с чистой совестью сказать: «Хороший человек».

Люблю, когда в кино показывают честных, смелых, умных, принципиальных и при этом - живых, не плакатных людей. Быть может потому, что таких людей не часто приходится видеть в жизни? А главное – потому что самому не хватает этих качеств? Или их – до обидного мало…

Динамичность образа в искусстве – отличная вещь! Когда в эту динамику веришь. Когда вчерашний плохой сегодня оказывается не таким уж и плохим. Или даже просто – честным и порядочным человеком.

«Кафедра». Фильм, снятый в 1982 году, никогда не находился в центре зрительского внимания. Не помню, чтобы о нем что-нибудь писали, обсуждали его…
Но я очень люблю эту картину. Да, не все мне там нравится, но это не меняет общей оценки, общего восприятия: очень люблю. Потому что люблю, когда я смеюсь не просто, потому что смешно – а, потому что радостно…
Снял ленту Иван Киасашвили. Снимал он сюжеты
для «Фитиля» и «Ералаша». Работал в «Куклах» на НТВ. Рано умер, не дожив до пенсионного возраста. «Кафедра» - вершина его творческого пути, у меня нет ни малейших сомнений. «Кафедра» - один из лучших фильмов снятых на «Беларусьфильме», в этом я тоже не сомневаюсь.

Творческой вершиной фильм является и для исполнительницы главной роли – актрисы Светланы Кузьминой. Боюсь, что Кузьмину вообще можно назвать актрисой одной роли – я видел ее потом только один раз, в какой-то эпизодической роли в малопривлекательном фильме. Озвучена роль (и тоже очень хорошо!) Ириной Купченко.

- Вы сегодня не в духе? Но ничего, я к этому привык.

Если уж речь зашла об актерах (а она не могла не зайти о них!), то мне нравятся все. И большие роли, и маленькие. И известные актеры, и совсем мне неизвестные (наряду с той же Кузьминой могу назвать Виктора Штернберга, к примеру). Но хочу отдельно выделить еще троих.

Свою последнюю роль в кино сыграл великий актер Андрей Попов. И эта последняя роль никак не пошатнула статус «великий».

Великолепен Янковский. Только не Олег (его тут нет), а его старший брат – Ростислав. Быть может лучшая роль в кино (моя любимая – уж точно!). Образ цельный, выкованный просто.

То же самое, слово в слово, могу повторить об Игоре Ясуловиче. Ролей у него – масса. Но все как-то маленькие, или совсем маленькие… А тут – роль пусть и второго плана, но все же совсем не мала. И замечательно сделана. Мне почему-то кажется, что Игорь Николаевич (дай Бог ему здоровья!) в огромной степени сыграл тут самого себя. Во всяком случае, мне бы хотелось, чтобы это было так. Умный, остроумный, тонкий, интеллигентный…

- Ну, как вам «Сталкер»?
- Очень понравилось! Только я там одну вещь не поняла…
- Счастливый вы человек… Я там с первого раза целых две вещи не понял. Даже две с половиной.


Да, в картине упоминается мой любимейший «Сталкер». И, что особенно интересно, задействован в «Кафедре» и Александр Кайдановский… При этом присутствие самого Сталкера в картине не выглядит нарочитым.

И, конечно же, нельзя не сказать о саундтреке! Музыки в фильме много. Люди слушают радио, смотрят телевизор, сами поют. И чего тут только нет - Кикабидзе, Пугачева, народная музыка, песенка Крокодила Гены, Чайковский, Сергей Лейферкус, романсы, еще что-то. Но главное – это оригинальная музыка! Гениальный композитор-авангардист София Губайдулина написала просто изумительный звукоряд. Музыка не сопровождает фильм – она сама часть фильма, формирует его плоть, его душу…

- Мы очень мало радуемся жизни… Лесу, реке, огням вот этим… И, когда тебе слишком много лет, понимаешь, что мы очень мало любим друг друга…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.