суббота, 4 апреля 2020 г.

"Сквозь снег" (2013)


Кинопоиск


После победы "Паразитов" на куче фестивалей, интерес к Пон Джун-хо подскочил в разы. И если за следующими его фильмами следить теперь будут с особым вниманием и трепетом, то предыдущие фильмы можно спокойно смотреть и пересматривать в любой момент. Российские кинотеатры в середине января даже решили подсуетиться и пустили в прокат фильм 7-летней давности про поезд с остатками человечества, несущийся сквозь снег. Оно и понятно - фильм отличный, а в России его даже не выпускали. Так что все кто хотел, смогли посмотреть его на большом экране, для чего он более чем подходит, но обо всём по порядку.

В очередной раз, когда глобальное потепление грозит человечеству, человечество решило дать кардинальный симметричный ответ. Был разработан и распылён особый реагент, который должен был раз и навсегда нормализовать температуру на планете. Однако вместо этого Земля покрылась снегами и льдами более чем полностью, а минусовая температура превысила разумные для выживания пределы. Остатки человечества скучковались в одном большом длинном поезде, который вот уже 17 лет наматывает круги по всем континентам планеты. В голове поезда живёт элита и поедает суши со стейками, а в хвосте - нищета, грязь и беспросветное отчаяние. Но и среди этих отбросов общества находится герой, поднимающий волну народного гнева, которая двинется к первым вагонам, сметая всё на своём пути.

Фильм по сути представляет собой классический роад-муви, но при этом многослойный. Тут получается даже роад-муви в роад-муви. В то время, как герои двигаются из хвоста поезда к его голове, сам поезд несётся по заснеженным пейзажам, которые регулярно оказывают влияние на разворачивающиеся внутри события - будь то изощрённое наказание с ампутацией конечности, продолжительный туннель, оставляющий героев без света в крайне щекотливом положении, или небольшой кусок ландшафта, который на годы стал безмолвным памятником человеческого отчаяния. Драматизм ситуаций порой зашкаливает и даже при самых странных обстоятельствах авторы умудряются сохранять верность основной идее - перед нами концентрированная модель человеческого общества, которая живёт по очевидным законам взаимодействия людей в антиутопии. В рамках замкнутого пространства существует попросту всё, что только можно себе представить - расслоение общества, взаимное паразитирование, промывка мозгов, контроль территории и сознания, манипуляция развитием ситуации, регулирование популяции и прочие прелести теории заговоров. Именно поэтому фильм отлично смотрится вне времени - темы-то универсальные и вечные.


Ещё одним аспектом, заслуживающим упоминания, является комбинация мрачной стилистики и странного юмора. Напряжение перед открытием очередной двери нового вагона сменяется странной картиной толпы головорезов в странных чёрных масках. А в определённый момент один из персонажей упоминает каннибальское прошлое, и это звучит как странная шутка, но окружающая атмосфера и текущая обстановка формирует невероятную серьёзность заявления и нагоняет человеческую драму в окружении непрекращающегося хаоса. В добавок нельзя не вспомнить финал фильма, в котором ликование от относительной победы соседствует с жутким предчувствием ещё большего отчаяния.

В визуальной части фильм, без малого, восхитителен. Мало того, что тут постоянно мелькают завораживающие пейзажи замёршей планеты, так ещё и внутри поезда герои перемещаются из реальности в реальность. Если задние вагоны - это грязь, нищета и теснота, то передние при тех же исходных габаритах завораживают яркими и сочными интерьерами, среди которых особенно выделяются вагон-школьный класс с приторно-пастельными цветами, вагон-аквариум с мантами, вагон-клуб с перманентным смогом наркотических веществ, и многое другое. Со стилем тут вообще всё хорошо - детали интерьера и одежды можно изучать на стоп-кадрах, подмечая мириад деталей, рассказывающих свою собственную историю - будь то конкретного вагона или личности. Именно поэтому фильм лучше всего смотрится на большом экране.

Добавьте сюда целый спектр изобретательных подходов к повествованию, в которой присутствуют и флэшбеки, и слоу-мо, и эпизод с видом от первого лица, резкие наезды и акцентирование на казалось бы незначительных деталях, типа определённого жеста, и вы получите роскошное зрелище, от которого попросту сложно оторваться.

Крис Эванс, сыгравший лидера сопротивления Кёртиса, получился крайне выразительным и драматичным персонажем. Он всё время находит грамотный подход к подаче своего героя, что позволяет постоянно увеличивать уровень симпатии к нему.


Тильда Суинтон едва узнаётся в министра Мэйсон. Интересно, что в оригинальном комиксе персонаж был мужчиной, но режиссёр Пон Джун-хо переписал сценарий под Суинтон. Для самой Суинтон эта роль стала причиной остаться в киноиндустрии - она собиралась прекратить актёрскую карьеру, но энтузиазм Джун-хо её вдохновил и она вложилась более чем полностью в эту роль. Персонаж в её исполнении намеренно сделан максимально отталкивающим и неприятным, но даже при таких исходных данных в ней можно найти много интересных особенностей и деталей.


Джон Хёрт в роли старика Гиллиама тоже получился богатым на детали. Даже не сразу можно сообразить, что с ним что-то не так, и только потом, когда герой предстаёт в полный рост, приходит понимание всей трагичности персонажа. Отсутствие конечностей за время фильма успевает дважды поменять свою концепцию, так что всегда остаётся пространство для интерпретации и прочтения брошенной Кёртисом фразы о том, что у него все руки целы.


Эд Харрис, сыгравший Уилфорд, поджидает зрителя в самом конце пути и предстаёт лучшей версией изобретательного злодея, несущего благо. Его философские рассуждения и размеренность движений формируют образ уверенного в своей правоте человека, которого одновременно можно уважать, бояться и презирать. Эду Харрису получилось воплотить этот образ более чем полностью.


Фильм основан на французской графической новелле 1982 года "La Transperceneige" и обладает насыщенным актёрским составом, да так, что остаётся только поражаться как всех этих американских актёров затащили в корейский фильм, или же наоборот, как корейского режиссёра подписали на этот интернациональный проект. Любопытно, что фильм очень сильно страдал на протяжении производства. Небезызвестный Харви Вайнштейн в своё время требовал значительно сократить фильм, а многие сцены режиссёру приходилось с боем отбивать у скандального продюсера, чтобы те остались в фильме. Например, Харви хотел вырезать эпизод с препарирование рыбы, которая шла визуальной молчаливой угрозой перед противостоянием стенка на стенку. Режиссёру пришлось солгать Вайнштейну, что эта сцена посвящена его отцу-рыбаку и важна для него с эмоциональной точки зрения. Вайнштейн согласился оставить сцену, оставив комментарий, что семья это святое. На деле отец По Джун-хо не был рыбаком, но ему была важна именно такая подача материала. Так что можно считать чудом, что он добрался до проката в своём практически первозданном виде. Хотя "добрался до проката" это тоже громкое заявление. Театральную версию 7-летней давности всё-таки порезали, постпродакшен поручили самой маленькой группе, чтобы затянуть производство, а потом фильм всё же пустили ограниченным прокатом. До России семь лет назад он так и не добрался. Зато добрался в первозданном виде в середине января 2020 на волне успеха самого свежего фильма режиссёра "Паразиты", а Вайнштейна приговорили к 23 годам заключения. Карма всё таки существует.

Забавно, что в своём фильме 7-летней давности По Джун-Хо размышляет на те же темы, что и в своих свежих "Паразитах". И там, и там поднимаются вопросы классовой дискриминации, и взаимной зависимости. Фантастика про поезд с последними выжившими позволяет в значительной степени гипертрофировать визуальную составляющую. Замкнутая экосистема поезда способна жить только обеспечивая себя самостоятельно практически без вливаний извне. Богатые в голове состава, бедные в хвосте. Одни едят стейки и суши пару раз в год, а другие питаются протеиновыми желеобразными батончиками невесть из чего. Одни поддерживают жизнь в поезде, другие поставляют обеспечивают поезд жизнями. Замкнутый круг, завершённый цикл, круглогодичный рейс в одном направлении, безостановочный процесс с целью поддержания баланса сил и ресурсов. И есть во всём этом философское рассуждение о свободе. Что есть свобода, если ты находишься в закрытой экосистеме металлической капсулы, несущейся по рельсам без остановки? Можно ли быть свободным, если даже следующий твой шаг - это спланированная кем-то акция корректировки популяции? Что лучше - быть частью системы или пойти против неё с минимальным шансом на выживание? Всё это проносится в голове по мере того, как футуристический поезд несётся мимо белоснежных пейзажей, и только сам зритель решает, насколько глубоко можно проникнутся высказанными мыслями - это ли не прекрасно?


"Сквозь снег" это роскошный концентрированный коктейль французского первоисточника, корейского подхода к повествованию и американской актёрской игры, которые, оказавшись в замкнутом пространстве несущегося на огромной скорости футуристического поезда, увозят зрителя в увлекательное путешествие по рельсам человеческих судеб. Завораживающая идея концентрации остатков человечества на небольшой замкнутой территории хоть и не выделяется оригинальностью, но определённо заслуживает внимания, как идеальная схема функционирования человеческого общества.

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало апреля.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.