среда, 15 апреля 2020 г.

"Крыши Парижа" (2007)

Кинопоиск


"Одиночество - великая вещь, но не тогда, когда ты один"
Б.Шоу

Не хотела писать и даже говорить об этом фильме, но он меня не отпускает, поэтому решила все-таки сказать пару слов. Пронзительный фильм.

В довольно жалкой комнатенке под самой крышей дома, расположенного хотя и в центре Парижа, но населенного людьми, явно не относящимися к благополучным, живет старый Марсель, и жизнь его явно катится к закату. Он имеет свой очень маленький круг общения, состоящий из соседа по дому Амара и симпатизирующей ему официантки из близлежащего кафе Терезы, время от времени навещающей его, и их отношения очень трогательны. Мы почти не видим других людей, за исключением еще одной пары соседей - наркомана - любителя классической оперы и его симпатичной подруги-продавщицы из овощной лавки. Общение между персонажами по большей части невербальное. Жизнь героев рутинна - прогулка по окрестностям, по понедельникам посещение бассейна, выполняющего для них и функцию бани, после него - кафе, и так изо дня в день.

Один раз Марсель даже встречается с сыном, которого любит, уже давно забывшим свои сыновние обязанности, хотя тот и декларирует "заботу" ("если что понадобится, звони"), разговор у них не клеится, а отец из деликатности не может у него ничего попросить.

И всё бы ничего, но даже этому такому бессмысленному, но не тревожному на первый взгляд существованию приходит конец. Сначала умирает от передоза сосед. Затем уезжает к себе на родину Амар. Изредка приходит Тереза. Наступает осень с ее холодом и непогодой, и здоровье Марселя сдает всё больше и больше. Сначала он ходит со стульчиком, потом не может уже и этого делать. Один раз он даже решается позвонить сыну и попросить навестить его, он просил сына об этом еще летом, но ему отвечает автоответчик, а сын так и не появляется. Однако он надеется до последнего, когда навестившая его патронажная сестра спрашивает, есть ли у него кто-то, кто может ему помочь, он говорит, что сын и Тереза. Но увы... Когда Тереза, после увольнения посвятившая себя полностью уходу за своей 93-летней матерью, выбирается наконец к Марселю и несет ему в подарок обещанный в прошлое посещение обогреватель, он Марселю уже больше не нужен.

Все-таки Мишель Пикколи - великий актер, который не растерял своего мастерства в свои 83 года, у меня перед глазами так и стоит его как бы извиняющаяся полуулыбка, немного отсутствующий вид, все его всё более и более неуверенные движения, старческий рисунок поведения достоверен и пронзителен до мурашек по коже. Под стать ему и Милен Демонжо. Они такие, какими и бывают люди в старости, они не скрывают и своего возраста, за что им уважение и восхищение. Будучи сама уже далеко не молодым человеком, могу сказать, что надо иметь большое мужество и даже смелость, чтобы сниматься в таких ролях.

Язык фильма очень прост, благодаря чему, видимо, фильм и производит такое сильное впечатление - никаких специальных режиссерских ухищрений, некая обобщенность материала, выделенность существования героев в некую собственную среду, в которой почти нет людей, - это и есть настоящее человеческое одиночество, в котором страшнее всего оказаться на склоне лет. Желаю, чтобы ни с кем этого не произошло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.