четверг, 12 марта 2020 г.

"Азарт удачи" (1966)


Кинопоиск

Комедия нравов, бичующая пороки человеческой натуры. в данном случае высмеивается алчность в лице проныры адвоката Вилли, вовлекающего в свою аферу мягкотелого рохлю Гарри, поманив возможностью возвращения давно уже бросившей его красавицы жены.

Как-то у меня последнее время с комедиями не очень - снова не смешно. Уолтер Маттау в роли проныры адвоката Вилли хорош и совершенно заслуженно получил Оскара, Джек Леммон узнаваем в уже привычной роли простака Гарри, Джуди Уэст вполне красотка, и самый приличный из всей компании Рон Рич в роли трогательно пытающегося искупить свою мнимую вину "Бум-Бума". Исполнители кривляются в меру своих возможностей, иногда забавно, чаще утомительно. Забавно в противостоянии Вилли с дельцами страховой компании, пытающимися уличить нашу компанию в подлоге.

Утомительны ужимки и прыжки Леммона-Хинкла, что в инвалидной коляске, что в окончательные моменты прозрения, когда он поддавшись на провокацию детектива, начал прыгать по потолку, одновременно понял, что жена вернулась только из-за денег (а на что он, собственно, рассчитывал - на внезапно проснувшиеся чувства? так о них и не было уговора, Вилли с самого начала, уговаривая Гарри на аферу, соблазнял его этим возвращением "ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад"). Финальный пинок в зад бывшей благоверной не то слово, что сильно возмутил, скорее озадачил (во всеми любимых "Орешках для Золушки" меня так же озадачил принц, оставляющий тонуть в болоте мачеху с сестрами, и будущее счастье Золушки с таким принцем вызывало осознанные сомнения) и окончательно лишил малейшей к Гарри Хинклу симпатии.

Как-то получилось, что я стала сочувствовать не тому персонажу, невольно болела за проныру адвоката, хотела, чтобы его афера удалась. Да и в самом деле, ведь не вдов и сирот он собирался ограбить, а лишь немного потрясти тугие кошельки злобных и жадных страховщиков и воротил футбольного бизнеса. Увы, "Азарт удачи" снят уже на излете, но под несомненным влиянием строгой цензуры кодекса Хейса, который не только регламентировал длительность экранных поцелуев, но и запрещал показывать "сочувствие к какому-либо нарушению закона". Все уголовные дела должны быть показаны как заканчивающиеся наказанием, и ни преступление, ни преступник не должны вызывать симпатий у аудитории, либо аудитория должна хотя бы "осознать, что такое поведение неверно" - тут можно разве что сравнить старых "Друзей Оушена" (фильм 1960 года с Фрэнком Синатрой) с новыми римейками и порадоваться за последних.

Теперь понятно, почему темпераментный Мэттау, с блеском переигрывающий всех остальных исполнителей, получил Оскара за роль только второго плана. И почему Уайлдер как автор сценария придумал "хороший финал". Сам финал, действительно (если забыть предыдущие ужимки-прыжки и пинок в зад) получился душевным и трогательным. и оставляющим надежду, что Вилли не пропадет, отыгравшись на детективах страховой компании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.