Оригинал взят у Елена Путятина в «Брачная история» Marriage Story (2019)
Кинопоиск
В стране, где каждый второй брак распадается, развод Николь (Скарлетт Йоханссон) и Чарли (Адам Драйвер) – довольно рядовая история. Правда, для Чарли – это полнейшая неожиданность. Успешный молодой режиссер, приглашенный на Бродвей, красавица и умница-жена, прима его театра, любимый сын – Чарли искренне не понимает, ради чего стоит перечеркнуть десять лет совместной жизни? Неужели из-за той случайной, ничего не значащей интрижки с сотрудницей труппы? И вообще, Николь никогда не жаловалась, и у них все хорошо. Чарли привык купаться в лучах любви и обожания жены, сына, коллег, зрителей, и даже тещи. А тут такой нож в спину, обухом по голове – за что?
Но у Николь другая картина. Развод для нее – выстраданная и вынужденная мера, побег из уютного гнезда, цивилизованная война за право решать, как жить свою жизнь, слышать свой голос и идти за ним. Для молодой женщины, живущей интересами мужа и сына, нивелирующей свои потребности в угоду социальной модели «хорошей» жены и матери, развод становится единственным шансом сохранить себя. «Я поняла, что жила не для себя – только подпитывала его жизнь… Я даже не знаю, что у меня за вкус, потому что никто никогда не просил им воспользоваться».
Процедура развода становится полем боя не только Чарли и Николь, но и битвой полов - мужчин и женщин. Лагеря бывших соратников, созданных природой, чтобы дополнять и поддерживать друг друга с целью проживания жизни с наименьшими потерями и взращивания плодов своей любви, превращаются в жестоких противников, что бьются не на жизнь, а на смерть, разрывая на части, откусывая куски самого дорогого. Ребенок становится предметом манипуляций, козырной картой, заложником в войне, где выигрыш, по сути, номинальный, зато в проигрыше остаются все.
Чарли не хочет защищаться, он хочет решить все полюбовно. Ведь он - мужчина. Мужчина - сильный. Мужчина - великодушный. Мужчине не нужна помощь. Но Николь нанимает акулу-адвокатессу Нору (Лора Дерн), потрепавшую не один парик и порвавшую не одну адвокатскую мантию из лагеря противников. Умная и сексуальная Нора слишком хорошо знает силу своего оружия, и Чарли вынужден менять коней на переправе – адвокатов по ходу следствия, отдавая все сбережения китам защиты, уже из азарта, из гордости, из задетого самолюбия. Но это не помогает – мужчины проигрывают. Николь хочет поделить опеку над сыном пятьдесят на пятьдесят, но Нора из принципа требует дополнительного процента, 49 на 51 – а чтоб мужики нос не задирали. И объясняет Николь свою позицию:
«Люди не готовы принять мать, которая пьёт вино и кричит на своего ребёнка, или называет его «козлом». Я понимаю. Я тоже так делаю. Но мы можем принять неидеального отца. Давай посмотрим правде в лицо, идея о том, каким должен быть хороший отец, возникла лет тридцать назад. А до этого отцам и положено было быть «в себе», молчать, отсутствовать, быть эгоистичными и неблагонадёжными. Мы все хотим, чтобы они были другими. Но на каком-то самом базовом уровне, мы принимаем их такими. Мы легко спускаем им с рук их подверженность делать ошибки, иметь свои слабости. Но люди не принимают те же слабости в матери. Мы не принимаем их ни структурно, ни духовно. Потому что в основе нашей иудео-христианской культуры — Мария — мать Иисуса. Она идеальная! Она девственница, которая рожает ребёнка, стойко поддерживает его и обнимает его мёртвое тело после его гибели. А отца там вообще нет. Он даже не трахался. Бог на небесах. Бог — отец, и его не видно. Так что ты должна быть идеальной, а Чарли может быть уродом — это не важно. К тебе всегда будут применять более высокий стандарт».
Режиссер Ноа Баумбак, также переживший развод и судебный процесс за опеку над сыном, снял, на первый взгляд, простое, почти обыденное кино, но сделал это так тонко и глубоко, что зритель не замечает, как оказывается загнанным в угол, без понимания, на чьей же он стороне, и как разрубить эту затягивающуюся в тугой узел удавку? Никто никому не желает зла, никто не хочет делать друг другу больно, нет цели мстить или наказывать, но закон, адвокаты, органы опеки – все они исправно делают свое дело, и судебная машина разгоняется все с большей скоростью, подминая под себя очередную соту гигантского человеческого улья.
Но не только талантливая режиссура и сценарий Ноа Баумбака, а еще и удачно подобранный актерский состав сделали историю удивительно трогательной. Не особо жалуемые мною актеры Скарлетт Йоханнсон и Адам Драйвер открылись с какой-то новой, неожиданной стороны - сыграли удивительно доступно, по-человечески, как если бы это были не голливудские звезды, а семейная пара друзей или соседей. А игра Лоры Дерн – вершина профессионализма и услада очей киноманов.
«Непримиримые обстоятельства» - наиболее частый вердикт, забивающий последний гвоздь в крышку брака. Чтобы примирить двоих бывает достаточно поговорить друг с другом, иногда нужна продолжительная работа с психологом. Но бывает и так, что сделать ничего нельзя, нужно просто пережить, принять свершившийся факт и начать писать другую историю - с новыми героями или новыми ролями, в новых обстоятельствах, в прежних или новых декорациях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.