Оригинал взят у Ксения Пересторонина в «Дело Коллини» (драма, преступление), Марко Кройцпайнтнер, Германия, 2019
КинопоискКогда месть - правосудие?
В поисках исторической правды по значимым событиям прошлого легко заблудиться. Исследователи и ученые переписывают эпохи в трактовке собственного видения и взглядов. Иногда единственное, что может рассказать правду – это живые свидетельства непосредственных участников трагических эпизодов.
А как быть с совершённым самосудом в случаях, когда свою правоту и боль не удалось донести до общества, судьи и присяжных заседателей? На эту тонкую и сложную тему размышляет Марко Кройцпайнтнер в основанном на реальных событиях фильме «Дело Коллини» по мотивам одного из военных разбирательств.
Каспар Лайнел (Элиас ЭмБарек) – успешный адвокат, которому предстоит защищать простого работягу-механика Фабрицио Коллини (Франко Неро). Подзащитный совершил страшное преступление: безжалостно и цинично убил немецкого бизнесмена Ханса Майера (Манфред Цапатка). Зайдя в президентский люкс гостиницы, где проживал Ханс, Фабрицио расстрелял и избил ногами безжизненное тело, а потом вышел в фойе отеля и безропотно сдался полиции, нисколько не отрицая совершенного.
Жестокая действительность осложняется для адвоката тем, что преступник не дает никаких свидетельских показаний, смиренно принимая свою судьбу и предстоящее пожизненное заключение. Для Каспара дело осложняется еще и тем, что в детстве он был вхож в семью убитого, где его принимали как родного и он обязан своим профессиональным успехам убитому. Защищать убийцу того, кто дал тебе путевку в жизнь и заменил отца – это сложный нравственный выбор. На одной чаше – родственники убитого с осуждением и претензией, на другой – внезапно открывшиеся обстоятельства, уходящие корнями в прошлое времен Второй мировой войны и годы оккупации немцами итальянских провинций.
Случайная архивная зацепка превращается в одно из самых громких скандалов Германии недавнего прошлого. Благодаря этому инциденту были пересмотрены многие похороненные на полках дела, переписан закон, поставлены под сомнение действия военного трибунала.
И здесь важно смотреть правде к глаза. Фильм «Дело Коллини» - это экранизация нашумевшего бестселлера Фердинанда фон Шираха. Его собственный дед был высокопоставленным чиновником, руководителем гитлерюгенда и гауляйтером Вены, поддерживающим политику Гитлера, верившим в неоспоримость постулатов Третьего Рейха. На Нюрнбергском процессе аристократа, имевшего собственную ложу в Венской опере, осудили на 20 лет тюремного заключения, который он сполна отбыл. Фактически всю свою жизнь Фердинанд фон Ширах посвятил изучению истории и тому, как образованные, интеллигентные люди с глубокими познаниями в различных областях, поверили нацистским представлениям о чистоте расы через уничтожение равных себе.
Когда ответ на вопрос «Кто убийца?» очевиден и не требует доказательств, ключевым становится мотив и цепь фатальных событий, приведших к печальному для всех исходу. Степень вины, глубину нанесенных обид каждого действующего лица в фильме переоценить сложно, правосудие сомнительно, игра на чувствах и переживаниях зрителя, которому предстоит принимать участие в нравственном выборе – ужасна.
Размеренность обвинительных речей, признание неоспоримости доказательств на фоне бесчеловечных флэшбеков, перечеркивающих логику и веру в справедливость, порадует ценителей сложного кино, для которых рассказанная судьба отдельно взятого человека, может стать олицетворением целой эпохи.
Военный трибунал фильма: В 1968 году немецкий Бундестаг принял закон Дрейера, благодаря которому огромное количество военных преступников избежало правосудия под предлогом «мы просто исполняли приказы под присягой». Справедливость была восстановлена лишь в начале 2000 годов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.