четверг, 5 марта 2020 г.

"По закону" (1926)

Кинопоиск
«А индейцы остались и наблюдали в торжественном молчании, как действует закон белых людей, заставляющий человека плясать в воздухе»

«По закону» - экранизация рассказа Джека Лондона «Неожиданное» о встрече цивилизованного человека с иррациональным хаосом, который сметает устойчивые и привычные нормы отношения, заставляя искать решения извечных дилемм «здесь и сейчас». Пятеро старателей находят золото на берегу реки Юкон. Тут происходит то самое «неожиданное», хотя и не столь уж удивительное для знающих нравы времен «золотой лихорадки» - один из старателей по имени Майкл Деннин решается на убийство своих коллег, чтобы присвоить все себе. Он успевает застрелить двоих, но выжившая в этой бойне супружеская пара – Ганс и Эдит, его останавливают и обезвреживают. Все остальное – это попытка героев адаптироваться к Неожиданному и принимать решения, будучи лишенными всех институтов, к которым принято апеллировать в обычной ситуации.

Мнение Ганса с самого начала понятно – преступника следует застрелить на месте и тут даже думать нечего. Но вся природа Эдит противится такому решению вопросов. Даже впервые увидев двойное убийство, и как съезжает с катушек человек, с которым они ели-пели за одним столом, и как в глазах мужа появляется то же безумие, она остается девушкой, у которой в руках Библия, а за плечами тысячелетия цивилизации и детство, проведенное в мирной провинциальной Англии. «Безотчетное стремление к законности, этика расы, вкоренившаяся с детских лет, - вот что побудило Эдит Нелсон броситься между мужем и Деннином и прикрыть своим телом беззащитное тело убийцы (…) Еще никогда не видала Эдит своего мужа в таком состоянии. Он внушал ей страх. Даже Деннин в разгар их схватки не был ей так страшен. Она не могла поверить, что это взбесившееся существо - ее муж». По большому счету, Эдит впервые понимает, что такое жизнь – это Хаос, бездна, звериная природа под тонким слоем цивилизованности и человечности. Человек живет и думает, что знает все про добро и зло, грехи и добродетели, а когда привычный давно заведенный порядок меняется, все остальное валится на куски.
Советская критика фильм не оценила, кстати. Из отзыва: «Фильма эта — сплошной садизм, истерика, надрыв, театр-гиньоль, утонченное мучительство». В принципе, это так и есть. Смотреть камерный фильм о том, как погружаются в экзистенциальную бездну и страдают герои, что многократно усилено режиссурой и игрой актеров, мучительно. Деннин тоже страдает - рассказывает, что пошел на преступление от нищеты и ради матери, он искренне раскаивается в том минутном порыве. Грех, отделившись от грешника, уже не вызывает у пары такой неприязни – убийцу тоже жалко. Теперь его не хочется убивать даже Гансу. Но, что с ним делать? Отпустить? Так он тупо опасен - кто знает, что ему еще в голову взбредет. Да и почему он должен ходить по земле, если двое оказались под ней по его вине, какая уж тут справедливость? Судить? Река разлилась, все суды и цивилизация за тысячи миль от них. И Бог, которому молится Эдит, молчит. Кругом только дикая, иррациональная природа, а герои, как за последнюю соломинку держатся за правила, как за ту невидимую связь с остальным человечеством, не позволяющую им окончательно скатиться в дикость. Значит надо самим устроить суд «по закону». По какому закону? По английскому, ведь Эдит – англичанка, а Деннин – ирландец. И инсценируют суд под портретом королевы Виктории и приводят в приговор в исполнение, что отличается от обычной расправы разве что только по форме.

В этом и суть: «Идея фильма была очень понятна, и мы считали её значительной — мы всегда ненавидели ханжество, в чём бы и где бы оно ни проявлялось» (Лев Кулешов). Суд и уголовный кодекс – это форма отчуждения и отстранения от решений, которые неприятно принимать, попытка избавиться от моральной ответственности. Но сможет ли каждый, кто сейчас выступает за смертную казнь, вешать своими руками? Если да, то он тоже убийца и в чем же тогда его этическое превосходство перед теми, кого он убивает? Это все очень сложные вопросы, о которых могут судить разве что люди, которые имеют такой опыт. Кулешов и автор сценария Шкловский, судя по финалу, который отличается от концовки рассказа Лондона, не обвиняют тех, кому приходилось брать на себя такие решения, но для себя ответили однозначно – они бы Деннина не убили.

Кстати, Владимир Фогель, который играет Деннина, повесился сам спустя два года после съемок этого фильма на почве нервного истощения из-за работы. Ему было 27 лет.


Оригинал (отредактированный) взят у hellstalker в По закону (1926) - классика советского кино
В 2016 году Гарвардский университет опубликовал список кинофильмов, которые наиболее важны для истории как искусства, так и человечества. В этот большой список вошли и 20 советских фильмов, в том числе "По закону" Льва Кулешова.

Сюжет фильма полностью повторяет рассказ Лондона. Из него убрана вступительная описательная часть и добавлена своя концовка. Аляска, Клондайк, лето. Группа золотоискателей в составе 3 мужчин, семейной пары и собаки разрабатывают не очень удачный прииск, готовятся покинуть его, но внезапно удача улыбается и ирландец Майкл Деннин (в исполнении Владимира Фогеля) находит золотую жилу. Довольная компания остается добывать золото. Лето заканчивается, начинается зима.
В один не очень прекрасный день Деннин заходит в избу с ружьем и двумя выстрелами убивает двоих товарищей. Англичанка Эдит Нельсон (которую сыграла Александра Хохлова - супруга Кулешова) и ее муж швед Ганс Нельсон (Сергей Комаров) хватают убийцу. Перед мужем и женой встает моральный выбор - как поступить с преступником. Муж хочет убить гада, жена настаивает на том, что убийцу должны судить по закону. Одна проблема - представители власти не появятся здесь раньше весны. В общем, большую часть фильма и занимает томительное ожидание неминуемой смерти Деннином и мучения его невольных стражей и лишь финальный твист делает эту картину интересной с точки зрения сюжета.

Чо же в итоге? Смотреть сложно, иногда мучительно, но в целом ощущаешь удовольствие от того, что приобщился к данному произведению. Фильм немой и черно-белый - это уже достаточно сложно для восприятия.

Однозначно заинтересовала актерская игра - этакая экспрессивность движений и мимики, отголоски которой можно найти разве что в азиатском кино. Были конечно и переигрывания, но другая эпоха, тяжело придираться. Ну и конечно отличная работа осветителей и экспоновка кадра - реально много крутых кадров. Акцентирование светом, крупным планом - на высоте, сейчас такое можно увидеть очень редко, а ведь кино прошло такое огромное развитие. Это кино не для удовольствия, это кино для развития в историческом плане. Кто решится - крепитесь, это будут сложные полтора часа.

4 комментария:

  1. Под оригиналом первой рецензии развернулась очень бурная дискуссия.

    ОтветитьУдалить
  2. из всего кулешовского творчества видел только Мистера Веста. Он вероятно и есть самый популярный.
    Это тот случай когда один из самых важных с точки зрения придуманных методов работы режиссер снимал исключительно "коммерческое" кино как его тогда представляли.

    ОтветитьУдалить
  3. вообще кинематографисты что снимали Гражданскую Войну наверное имели какое-то свое представление о суде.
    Я так понимаю что революционный трибунал и суд линча отличались не сильно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже задумался над тем, как сюжет этого фильма ложился на тогдашнее "революционное самосознание". Пришел к выводу, что очень даже неплохо. У тогдашних революционеров поначалу, скорее всего, были такие же ломки. А потом привыкли.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.