Оригинал взят у jacob_burns в Рай и ад / Tengoku to Jigoku (1963)
Кинопоиск
Я не читал роман Макбейна, так что не могу сказать, насколько точно Куросава передал сюжет, а главное контекст первоисточника. Но я уверен, что европейское и американское кино сделало бы акцент на классовой вражде, на бедном человеке, бросившем вызов богачу. Куросава же снял фильм прежде всего о зависти. Точнее, о моральном выборе и зависти. Точнее, о моральном выборе, зависти и безумии.
Фильм можно разделить на несколько частей, каждая из которых снята в собственной манере, даже в собственном жанре. Начинается как производственная драма. Совещание руководства "национальной обуви", долгие разговоры о женских туфлях, причем манера разговора всех участников усиленно напоминает самурайскую речь. Кажется, вот-вот самурай Мифунэ выхватит меч из-под дорого пиджака и отрубит голову собеседнику. Интересно сделана сцена ухода "гостей" - все персонажи одеты в европейские костюмы, обувь, которую они обсуждали - обычные модельные туфли, такими гардеробы героинь "Секса в большом городе" забиты под завязку. Но повожать их выходит жена Кинго в традиционном японском костюме. И она одна носит японскую одежду во всем фильме. Неудивительно, что именно эта женщина с самого начала настаивала на том, чтобы пожертвовать деньгами ради мальчика.
Телефонный звонок - и фильм резко меняется. Мы попадаем в эпицентр криминальной драмы, медленной, тягучей и трагической, как любая история о похищении детей. Разговоры домашних в полицией, разговоры по телефону с похитителем, раздавленный отец, и ядро всего - битва, которую Гондо ведет сам с собой. Деньги, а по сути вся жизнь Кинго против жизни почти чужого мальчика.
Но вот решение принято и мы получаем обычное полицеское расследование. Копы совещаются в раскаленной комнате. Здоровенные мужики, обмахивающиеся веерами. Забавно показана процедура совещания. Как и в любом полицеском фильме, огромная следственная группа обменивается информацией, набившись в крохотное помещение. Но мы быстро понимаем, что вся эта толпа по сути распределена на пары, каждая из которых отвечает за свой участок расследования.
И финал фильма - уже психологическая драма, в которой фокус наведен на похитителя, и мы постепенно убеждаемся в безумии этого человека, в том, насколько он вывел себя за грань добра и зла, причем никаких рациональных причин для его поступка и его ненависти к Гондо нет. Только зависть и жалость к себе, которые свели его с ума.
Рай и ад - безусловная классика, равно как и Акиро Куросава - безусловный гений. Мифунэ - постоянный актер Куросавы, и его игра - особенно в первой части картины - тонкий моноспектакль.
Кинопоиск
Я не читал роман Макбейна, так что не могу сказать, насколько точно Куросава передал сюжет, а главное контекст первоисточника. Но я уверен, что европейское и американское кино сделало бы акцент на классовой вражде, на бедном человеке, бросившем вызов богачу. Куросава же снял фильм прежде всего о зависти. Точнее, о моральном выборе и зависти. Точнее, о моральном выборе, зависти и безумии.
Фильм можно разделить на несколько частей, каждая из которых снята в собственной манере, даже в собственном жанре. Начинается как производственная драма. Совещание руководства "национальной обуви", долгие разговоры о женских туфлях, причем манера разговора всех участников усиленно напоминает самурайскую речь. Кажется, вот-вот самурай Мифунэ выхватит меч из-под дорого пиджака и отрубит голову собеседнику. Интересно сделана сцена ухода "гостей" - все персонажи одеты в европейские костюмы, обувь, которую они обсуждали - обычные модельные туфли, такими гардеробы героинь "Секса в большом городе" забиты под завязку. Но повожать их выходит жена Кинго в традиционном японском костюме. И она одна носит японскую одежду во всем фильме. Неудивительно, что именно эта женщина с самого начала настаивала на том, чтобы пожертвовать деньгами ради мальчика.
Телефонный звонок - и фильм резко меняется. Мы попадаем в эпицентр криминальной драмы, медленной, тягучей и трагической, как любая история о похищении детей. Разговоры домашних в полицией, разговоры по телефону с похитителем, раздавленный отец, и ядро всего - битва, которую Гондо ведет сам с собой. Деньги, а по сути вся жизнь Кинго против жизни почти чужого мальчика.
Но вот решение принято и мы получаем обычное полицеское расследование. Копы совещаются в раскаленной комнате. Здоровенные мужики, обмахивающиеся веерами. Забавно показана процедура совещания. Как и в любом полицеском фильме, огромная следственная группа обменивается информацией, набившись в крохотное помещение. Но мы быстро понимаем, что вся эта толпа по сути распределена на пары, каждая из которых отвечает за свой участок расследования.
И финал фильма - уже психологическая драма, в которой фокус наведен на похитителя, и мы постепенно убеждаемся в безумии этого человека, в том, насколько он вывел себя за грань добра и зла, причем никаких рациональных причин для его поступка и его ненависти к Гондо нет. Только зависть и жалость к себе, которые свели его с ума.
Рай и ад - безусловная классика, равно как и Акиро Куросава - безусловный гений. Мифунэ - постоянный актер Куросавы, и его игра - особенно в первой части картины - тонкий моноспектакль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.